|
скресающей
жизни первого весеннего знака Овна,-- это абсолютная цельность, абсолютная
самодостаточность: это сила и воля, которой ничто не может противостоять, даже
смерть. В этом порыве единства, который содержит в себе все, рождается "мыслю"
как отклик радости на существование -- как энергия, которая движет себя саму. В
ней нет разделения на себя, и мир, и процесс мышления -- а только процесс
движения: "я мыслю" своей цельностью близко религиозному понятию триединства
или вести святого духа. И вот этот вечный дух оказывается принадлежностью
нашего сознания и нашего "я"! -- Овен Декарт открыл онтологическое (вечное)
значение "я".
Личное "я" -- последнее понятие мифологии и религии -- становится первым
понятием новой науки. Из единственной точки сознания Декарт воздвигает все
здание своей философии, подобно тому, как в мифологии импульс огня рождает мир.
За мыслью Овен видит первотолчок, первопричину, которая рождает импульс воли в
нас точно так же, как она породила само существование. Активность сознания
поддерживают те же законы, которые позволили создать мир. Поэтому для Овна
ключевой проблемой остается исследование принципов мышления, непосредственно
выводящих нас к этой первопричине. Учением Декарта об интуиции и дедукции мы
пользуемся и сегодня, постигая процессы мысли. И не натяжкой будет сказать, что,
освободившись от образности древних мифов, мы сегодня даже Вселенную видим
по-декартовски. Ведь это он отождествил Вселенную с чистыми абстракциями
сознания: пространством и материей, создав ясную систему отсчета для
рассмотрения прежних идеализаций. От него же ведет начало изучаемая в школе
линейная система координат X,Y, которая иллюстрирует стремление Овна к простоте
описания мира.
Декарт доказал правомерность использования самой абстрактной науки --
математики -- для изучения сложных процессов природы. Овен Гуссерль, вслед за
Декартом называя "я" абсолютным (имманентным) в отличие от феноменального мира,
считал, что для познания мира необходимо и достаточно исследование самого
"чистого сознания", предлагая "вынести бытие за скобки". Сознание, как импульс
активности "я", устремляется к объекту, рождающему этот импульс. Но чтобы
объект мог быть причиной движения, он должен быть столь же несомненен, как и
"я", и потому идеален. Наиболее совершенным объектом для сознания оказывается
оно само. Сознание само несет в себе активность. Поэтому оно ограничивается
исследованием себя и методов мышления.
Для Овна закон бытия непосредственно выводится из сознания (из его
первопричины), что делает этот знак идеалистом. Концепция "чистого сознания"
Гуссерля здесь перекликается с идеей другого Овна Фромма, что человеку
необходим идеальный объект, которому он мог бы себя посвятить: "В человеке нет
другого столь же мощного источника энергии. Человек не свободен в том, чтобы
иметь или не иметь "идеалы", но он свободен выбирать между служением власти и
разрушению или служением разуму и любви. Все люди -- идеалисты".
Для человека, которого неведомая воля побуждает исследовать этот мир, первично
его сознание, а бытие для сознания вторично. Но поскольку сознание может
познать свои законы -- а значит и весь мир -- жизнь предстает детерминистически
предопределенной. Детерминизм -- характерная черта мировоззрения Овна,
свойственная Декарту, а также Гоббсу, следовавшему за Декартом в выявлении
методики наук. Декарт стал одним из основателей классической механики, законы
которой жестко предопределяют движение тел.
Как мы убедились, философы-Овны сильны в теории. Но сила личного "я" побуждает
этот идеалистический знак и к практическим свершениям. Задачу человека Овен
видит не только в том, чтобы изучить высшие законы, которые в наиболее чистом
виде воплотило сознание. Его цель -- привнести разумный подход в само бытие: в
мир, который слеп и неразумен,-- ту искру божественного сознания, которая
дарована человеку (и это соответствует экзальтации в Овне Солнца,
символизирующего жизнь). Все Овны ратуют за новое, но философы этого знака
понимают, что для того, чтобы вихри новых идей и древние инстинкты не оказались
разрушительны для жизни людей, необходимо взять их под контроль. Это
иллюстрирует смелое утверждение Декарта, что человек должен контролировать
историю во всех ее формах. На той же идее сознательного управления всеобщим
миром и благом основана теория государства Гоббса, который обращал особое
внимание на воспитание этики.
Мыслители-Овны живут ради построения идеально-нравственного общества в опоре на
законы разума -- как социалист-утопист Шарль Фурье, предлагавший рывкообразный
путь перехода от социального хаоса к всемирной гармонии, основанный на развитии
в людях нравственного начала. Они интересуются проблемами воспитания человека и
часто становятся выдающимися социологами (Дюркгейм или Леви-Брюль) и
последователями социалистических учений (Лассаль или Мунье).
...и т.д.по всем знакам до ...
ВОЛЯ И СОЗЕРЦАНИЕ РЫБ
Мышление Рыб основано на созерцании разных уровней и граней бытия, которое
развивает Водолей. Поэтому Рыбы активно выступают против узко-определенного и
однобоко-материалистического
|
|