|
аставляла
христианство просто отвергать существование полярностей бытия (что отражает
падение Плутона в Водолее). Идеализация очистительного страдания и
неспособность справиться с полярностями мира привела католичество к крестовым
походам и охоте на ведьм.
ДВА ПУТИ ПЕРЕДАЧИ ИМПУЛЬСА —
УЧИТЕЛЬ И ТРАДИЦИЯ
В исламе мы находим тот марсианский демократизм, который не сохранило
христианство на пути формирования своих социальных (юпитерианских) институтов.
Так, простое искреннее произнесение формулы: "Нет бога, кроме Аллаха, и
Мухаммед — пророк его" — делает человека мусульманином. Для простоты единства
ислам отверг догмат Троицы и позволил совершать богослужение любому члену
общины. Но утверждая земной, юпитерианский аспект религии как социального
института, он поднял на недосягаемую высоту роль истинного учителя, разделив
мусульманство на две партии — шиитов и суннитов.
Для шиитов авторитетный учитель имам, потомок дома Мухаммеда Али,— тот, кто
как пророк своего времени, указывает единственный истинный путь к Богу. "Тот,
кто умирает, не зная истинного имама своего времени, умирает смертью
безбожника",— считают шииты: подобно тому, как для христиан не знает Бога тот,
кто не знает Христа. Марс предполагает единократное полное обновление мира и,
подобно этому, приход одного мессии, Скорпион — постоянную частичную
трансформацию и, как следствие того, её земные ориентиры. Для Скорпиона
человек-учитель соединяет людей с Богом через материю чувства (по мнению шиитов,
наиболее доступную потомкам Али) и потому служит наиболее непосредственным
проводником истины.
Значимость учителя мы видим и в суфизме, и это — одна из характерных черт
мировоззрения знака Скорпиона. Учитель даёт тот импульс, тот внутренний толчок
любви к религиозному познанию, который не даёт сама по себе внешняя традиция,
по-стрельцовски формальная. Прямая передача силы — даже если это сила веры (или,
как бы мы сказали более материалистически трансляция энергии определенного
качества) — делает ислам сегодня очень актуальным учением. Современный мир
более всего доверяет непосредственно ощутимому. Идея и цель шиитов:
прикоснуться к Богу через учителя — то, что должен совершить каждый истинный
мусульманин — проста и понятна. Если учесть возрастающее у нас количество
проповедников всех религий, то исполнение этой задачи становится доступной и в
нашей стране, и не только через суфизм, а и другие веры — прежде всего буддизм
и католическое протестантство. (Но православные люди такой путь до сих пор
неслучайно считают "бусурманским"!— то есть мусульманским).
Второе направление ислама называет себя суннитами, что переводится как
"люди традиции": оно в большей степени доверяет чистоте передачи традиции.
Здесь акцент ставится на том, что божественную энергию и силу веры несет в себе
само учение и ритуалы ислама, не столь большое внимание уделяя тому, кто
выступает транслятором этого учения. Такой подход несколько напоминает
христианскую традицию, где личность священника — ничто по сравнению с тем делом,
которому он служит. Однако такая идеи исламу не близка, и сами люди, сегодня
знающие истину, остаются не менее значимы, чем истина традиции. Это будет
понятно, если вспомнить, что ислам возник через семь веков после христианства,
на том этапе развития мысли, когда личность уже неоднократно и во всю мощь
проявила свою силу в истории, стала править миром и доминировать над
коллективными процессами. Поэтому ислам с самого начала несет в себе импульс
личностного развития больший, чем христианство.
Два противоборствующих течения шиитов и суннитов противопоставляются как
плутонианская (обращение к учителю) и юпитерианская (опора на традицию)
компоненты общего марсианского архетипа: который в истории развития сознания
оформился позднее на базе их обоих — и выше и того, и другого ставит личную
преданность истине. Отражая психологию Скорпиона, ислам полностью опирается на
мобилизацию внутренних сил и резервов человека, а потому в нём нет культа
святых и особого социального института священников, как в христианстве.
Внутренний нравственный закон личности (Марс) должен доминировать над традицией
(Юпитера). Как писал известный мусульманский философ Аль-Газали, "традициям
человек может следовать только в том случае, если подражание авторитетам носит
у него бессознательный характер. Но стоит ему осознать это, как предмет его
подражания даёт трещину и рассыпается на мелкие осколки."
СУФИЗМ —
ЭКСТАЗ СЛИЯНИЯ С ИСТИНОЙ
Путь того, кто ищет Бога,— любовь, обнаруживающая истину души. Такова суть
суфизма, философской квинтэссенции ислама, обращающегося к преобразованию
разумом внутренней природы человека. Преобразование души здесь происходит более
осознано, чем в христианстве. Из всех учений суфизм наиболее ярко отражает
психологическую проблематику знака Скорпиона, который обращается к той земной
энергии, которая кроется во взаимодействии людей, лучше всех чувствуя
полярности и связь противоположного. Любовь суфизма — не христианская
возвышенная любовь, равная к ближним и дальним и питающая веру (Уран, дающий
возможность экзальтации Нептуна). Это всепоглощающая страсть, мобилиз
|
|