|
асть в эмоционально безвыходный тупик,
потеряв всякую надежду на лучшую жизнь.
Намёком и тайной философия иудаизма раскрывает нам нептунианскую идею
смешения добра и зла и относительности всех проявлений мира по сравнению с
невидимым абсолютом. Рыбы смиряются перед страданиями мира (проявлением
Плутона), оправдывая внешнее зло непостижимостью творения Бога. Этически — тем,
что Он, обладая всеми качествами в максимальной степени, всё равно страдает
больше. А рационально любое страдание оказывается относительным перед лицом
конечной цели возрождения, и такое взгляд на вещи делает веру Рыб
"взрывоопасной" — подобно планете Марс, правящей началом буйной весны:
устремляющей к концу мира, ради его совершенства.
Проследим здесь логику архетипов: целевой знак Козерога является следующим
кардинальным знаком по отношению к знаку Овна, и потому сама идея нового
рождения подразумевает цель (а значит, определённость, ограничение и зло
смерти). Раз мир имеет цель, значит, Бог сотворил его не до конца, а с точки
зрения конечной цели Он непостижимо добр к людям. Их частные страдания лишь
служат Его замыслу: а потому не надо отказываться от них, надо их принять.
Овенские, а также козероговские черты нужны религии Рыб ради того, чтобы
она была открыта, проявлена, а не оставалась только внутренней верой,
невыразимой словами. Для того, чтобы сформулировать её этические законы
по-сатурниански чётко, пришёл Моисей, имеющий овенский облик
мессии-предводителя, ведущего народ за пределы старой цивилизации Египта и
старой веры. Но то, что Моисей — не единственный мессия и не до конца
совершенный человек, которому не суждено войти в новую Землю, а один из
исторического ряда предков,— определяет его как Козерога, и к этому знаку также
порой относят иудаизм.
Черты Козерога в иудаизме — это конкретная жизненная опора на память о
прошлой истории. Скурпулёзное повседневное соблюдение сатурнианских правил —
613-ти заповедей — делает значимой роль воспитания, очень важного для этого
знака. В отличии от других религий, во многом сориентированных на
действительное понимание своей веры лишь в старшем возрасте и сознательный
приход к религиозному мироощущению, иудаизм нацелен на бессознательное усвоение
навыков веры, предполагающее обязательные для всех привычки, воспитанные с
детских лет. Поэтому религиозная подготовка к этой вере достойна Козерога. В
регламентации поведения можно усмотреть и развитие качеств Девы, которых не
хватает неорганизованному знаку Рыб. Механическое исполнение ряда правил,
возведённое в привычку,— это самый радикальный, если не единственный верный
способ преодолеть безответственность знака Рыб и его податливость внешним
влияниям.
Необходимость исполнения заповедей часто объясняется практической пользой,
что соответствует прагматизму знака Козерога. Как и каббалистическая идея: не
брать от Источника лишнего света, если им невозможно воспользоваться во благо.
Но Козерог — это лишь та наиболее жёсткая форма, в которой только и может
существовать мировоззрение Рыб: самое аморфное и всепринимающее, допускающее
всё существующее до глубины любого зла. Зло исчезает в относительности
проявлений мира по сравнению с ежеминутной правотой души, флюгер желаний
которой постоянно указывает в сторону исполнения божественного замысла
существования Вселенной. Но необходимы практические законы добра, чтобы жизнь
соответствовала божественному намерению также и внешне.
Отсюда — сильнейший среди всех религий пиетет к зафиксированному словом
закону и абсолютизация священного писания Торы (который астрологически отражает
также стремление компенсировать падение Меркурия в знаке Рыб бережным
отношением к знанию). Согласно иудаизму, спонтанный, анархический импульс
устремления к Богу (поощряемый в дзен-буддизме и исламе) не приносит пользы.
"Написано: "Близок Всевышний ко всем, зовущим Его, ко всем, взывающим к нему в
истине." А истина есть не что иное, как Тора. И значит, имеется в виду зовущий
Всевышнего через Тору и исключается тот, кто зовёт его, не изучая Тору, просто
кричит: "Отец, Отец!"...
И всё же Мудрецы говорят, что молитва или другие благословения, если они
произнесены без внутреннего намерения,— как тело без души".34 — Акцент на
внутренней силе "я" в иудаизме почти столь же силён.
ЧТО ЕСТЬ ИЗБРАННОСТЬ?
Как же спасают мир десять, восемнадцать или другое число тысяч праведников?
Погружаясь в проживание жизни (Нептун), чтобы установить над ней контроль
(Меркурий)? Отказываясь получать божественное наслаждение (архетип Венеры), и
тем отсрочивая конец света (архетип Марса)? Или они просто хранят сатурнианскую
память о наработках общечеловеческой культуры — прежде всего древнейшей из
культур Шумера-Вавилона, первой письменной культуры, где были разработаны все
мифы и законы, изложенные в Библии? Совсем не важно, что древние шумеры не были
не только евреями, но даже семитами, и до сих пор науке неизвестно, к какому
этносу они принадлежали (так иногда их соотносят с дравидскими племенами,
которые предшествовали ариям на юге Индии). Идеи мирового масштаба развиваются
вне зависимости от народа: их рождает само Время. Их проявляет одна культура и
подхватывает другая. Общечеловеческие идеи ноосферичны, над-культурны: в этом —
доказательство существования единой истории человечества, равенства народов,
равенство людей. Люди равны в своем отношении к Богу. А без этого — как сможет
Спаситель явиться всему миру?
Что же такое избранность? Древний мир знал лишь избранность в жертву, и
даже избрание царя готовило ему несвободу (большее повиновение традициям, чем у
остальных людей) и нередко экстремальный конец. Архетип жертвы проецируется на
еврейский народ, акцентируя его особую роль в море человеческих страданий —
хотя все исторические события
|
|