|
гии соответствуют планете Нептун. Образ этой планеты
раскрывает первая из составных частей Вселенной: высший из сефирот — Кетер.
Именно он является невидимой основой здания Вселенной, скурпулёзно выстроенного
каббалистами из десяти понятий: для чего они взяли за основу меркурианскую
реальность нашего мира, основы счета и знания — пальцы рук и буквы своего
алфавита. К Кетеру восходит душа после смерти, и вершинами духовного пути
человека в этом мире мыслятся моменты восприятия Кетера и само достижение
способности воспринять его энергию. А к циклу Нептуна нас обращает
представление о том, что в 13 лет в человеке просыпается зерно его души. Именно
тогда Нептун образует к положению этой планеты в личной карте человека первый
значимый аспект — секстиль, пробуждая в подростке тягу к музыке и религиозность.
Ответственность за себя, согласно иудаизму, душа берёт после 20 лет:
астрологически в это время Нептун образует негативный аспект квадрата, мешая
человеку плыть по течению, и то, что раньше сходило с рук, в это время так
легко не даётся.
Этическая позиция философии Каббалы заключается в том, что человек
отказывается от удовольствий мира ради того, чтобы их заслужить. Бог, в
процессе творения Вселенной, захотел сделать ей приятное — удовлетворить её с
той полнотой, которой обладает сам (попутно явив астрологическую экзальтацию в
Рыбах Венеры). Для этого Он создал человека, дав ему свободу расстаться с
Собой: отказаться от божественной полноты природы и быть неудовлетворенным. В
дар человеку Он дал всё своё создание, не требуя ничего взамен. И человек
чувствует себя недостойным этого дара: ему стыдно принять то, за что ему нечем
расплатиться. Благодарностью человека Творцу может быть лишь его удовлетворение,
слияние с божественной полнотой — раз таков замысел Бога. Или сам его отказ от
Бога, отказ получать незаслуженное. Этот отказ получать божественную энергию
делает человека самостоятельным. И по мере развития его независимости и
способности отвечать за физические процессы Бог может дать ему наслаждение на
Земле, не опасаясь того, что человек утонет в океане энергии Кетера, в котором
не различаются жизнь и смерть, и потеряет себя как отдельное от Бога творение,
перестав быть Его партнером и — ближайшим соратником.
Ведь чтобы человеку не стыдно было принять от Творца Вселенную, Бог не
довершил творение мира, оставив человеку возможность вписать в него последнюю
страницу. И тысячелетиями Бог хочет закончить его вместе с людьми, чтобы
приобщить их к процессу творения: чтобы они полюбили его так, как любит Он
рождённое им дитя. Чтобы они поняли, ценой каких усилий Он его создал и как Он
страдает от несовершенства своего творения. Возвышенное чувство Нептуна —
сочувствие Богу — приводит человека в то состояние, когда он способен
воспринять тайны мироустройства. Вечная разделенность Творца и творения
образует ту великую пустоту, в которой должен быть сотворен мир.
Религия иудаизма этически настраивает человека на самые тайные чувства: а
потому в ней возникают образы интимности процессов творения. Кроме изначальной
нептунианской аналогии единого, всё вбирающего в себя Творца и мира — как
матери и ребёнка, наиболее часто сопоставление отношений Бога и человека как
мужа (Бог) и жены (народ Израиля). Обращение к образам сакральных процессов
иногда побуждают астрологов увидеть в еврейском народе жалящего себя Скорпиона.
Однако при более внимательном рассмотрении мы здесь не увидим возбуждение
страсти эмоционального экстаза, устремляющего нас в потусторонний мир за
неведомыми ресурсами жизни (что кратко характеризует пути и цели Скорпиона).
Цель, отчасти,— в наиболее надёжном сокрытии тайны: таком её покрове, чтобы
он не отличался от самой жизни. Потому интимные сопоставления, как и тенденция
хранить Бога в звуке сакральных имен с большими или меньшими искажениями
описывающими слияние мужского и женского начал,— лишь хитрость, вполне
достойная знака Рыб и еврейского народа. Тот, кого останавливают телесные
процессы, ещё не способен к духовной деятельности, которая имеет своей целью их
преобразовать. И потому, нисколько не смущаясь,— или напротив, чтобы вызвать
смущение,— иудаизм уподобляет 10 эманаций творения — десяти пальцам рук
(считать удобно!), 613 заповедей мышцам и сухожилиям Адама, обрезание — одному
из подпроцессов творения мира и так далее. С исторической точки зрения, это
натяжка. С мистической: истина, да ещё какая! Если мы обращаемся к духовным
процессам не абстрактно, а связывая их с телесными, они действительно дадут
энергию, способную творить чудеса! Ведь человек должен принадлежать Богу
целиком: "Если Тора заложена во все 248 части тела, она сохраняется, если же
нет — она не сохраняется."32
Этим взглядом несколько злоупотреблял средневековый оккультизм, по которому
мы обычно и знаем Каббалу. Но виноват в этом отчасти сам иудаизм, который имеет
аж 4 (а, может, и больше) степени сокрытия тайны и понимания священного писания
Библии: кроме исторического и символического, это ещё понимание "намёка"—
проекция на актуальность жизни — и "простой" смысл — наиболее тайный, который
объединяет все формы понимания: и буквальную, и переносную, поскольку для
Творца смысл разных уровней един. Но осознав, к чему приводит прямое
сопоставление духовного с материальным, философия иудаизма стремится
подчеркнуть, что духовное знание не имеет никакого отношения к тем материальным
предметам, через которые оно обозначается. Каббалистическая книга "Зогар"
говорит о Боге: "Он есть Вселенная, но Вселенная не есть Он." Такого взгляда
обычно придерживается и знак Рыб. Не философствующие Рыбы находят в этом лишний
повод
|
|