|
ненужное и лишнее в наших повседневных заботах и волнениях. Она уводит — не от
жизни, а от шума и суеты, которые лишь мешают естественному течению жизни
(которым заведует Рак) и разрушают экологию нашего существования (за которую
отвечает знак Тельца). Это иллюстрируют слова китайского писателя Чэнь Цзижу:
"Посиди спокойно, и ты поймешь, сколь суетны повседневные заботы. Помолчи
немного, и ты поймешь, сколь пусты повседневные речи. Откажись от обыденных
хлопот, и ты поймешь, как много сил люди растрачивают зря. Затвори свои ворота,
и ты поймешь, как обременительны узы знакомств. Будь человечнее, и ты поймешь,
как бездушны обыкновенные люди."29
Так через тихое и непредвзятое видение восточная философия делает людей
человечнее, даже когда она отрицает душу. Буддизм основывает на
непосредственной вере индуизма: вере, для которой не нужны слова. Она
реализуется не в идеологических концепциях, а в самой жизни, в умении видеть и
воспринимать.
Созерцательность и пассивность буддизма дополняет активная позиция йоги.
Для буддиста весь мир — майя, иллюзия: и в какой-то мере жизнь — это только
игра, достойная созерцания, но не душевного участия, влекущего за собой
привязанности. Йога побуждает человека включиться в эту игру, манипулируя своим
телом и душой так, как если бы они были внешними нам предметами. Как Рак и
Близнецы, буддизм и йога выявляют силу и разумность человеческой души,
многообразие её проявлений и её актуальные жизненные возможности.
Подъём энергии кундалини в йоге — это вызов, пробуждение страсти, буддизм —
угашение страсти, и в этом они дополняют друг друга. Мы можем безболезненно и
безбоязненно манипулировать энергией страсти только когда способны успокоить
свою природу, а именно этому и учит буддизм. Практически моменты йоги
включаются в буддизм, как рациональное дополняет психологическое, что наиболее
ярко проявилось в махаянской школе буддизма йогачары. Согласно ей, абсолютная
истина может быть достижима лишь теми (точнее, разумом тех), кто практикует
йогу. Йогачары рассматривают дхармы, из которых состоит мир, как составные
части сознания, и здесь осуществляется переход от психологического к
логическому понятию "я" (от "я"-души к "я"-сознанию: астрологически от Луны к
Меркурию).
Относительность переменчивого "я" (как души) даёт власть над ним неявному,
но неизменному высшему эгo-сознанию, которое не является отражением иллюзий
мира, но существует независимо от них. Высшим видом нирваны считается
абсолютное просветление — не уход от мира, но наиболее действенное участие в
нём, целью которого мыслится принесение пользы другим. Просветление как
рациональная явленность истины — её доступность в словах, образах и движениях
момента — также является характеристикой планеты Меркурий.
В целом можно сказать, что буддизм и йога (Рак и Близнецы) описывают
психологию как таковую: внутреннюю изменчивость души и её стремление найти
неизменные ориентиры: её включение в процессы познания. Пассивное восприятие,
рождающее эмоциональные привязанности и формирующее индивидуальное "я",— и
активную реакцию мысли, разрушающую их ради манифестации новых форм вечно
изменчивой жизни.
Следующий стабильный знак Тельца описывает вершину, до которой подымает
человека буддизм — образ неизменного в потоке существований мудрого Будды.
Телец овладевает теми неуловимыми душевными вибрациями, к которым обращается
знак Рака, умея их рационально понять и выразить эмоционально, и таким образом
становится хозяином своей души. Он тот, кто вправе распоряжаться её
превращениями и перевоплощениями, чей ум берёт верх над чувствами и чьи эмоции
контролируют заблуждения ума. Повседневные плоды, которые стремится дать
человеку религиозное учение буддизма,— это владение своей психологией и
по-тельцовски спокойное мирное счастливое существование. Это умение жить самой
жизнью, понимать мудрость всех её проявлений, и быть надёжным фундаментом для
тех, кто ещё не обрёл философского отношения к миру.
Сомнения буддизма в очевидном и концепция иллюзорности бытия
непосредственно служит борьбе с формализмом современного общества — неслучайно
дзэн-буддизм подхватило поколение хиппи. Выворачивание ценностей наизнанку,
антиинтеллектуализм и высокая оценка физического труда, психотехника
ошеломления и другие грубые приёмы буддизма — лучшее оружие в сражении с
приземленно-мещанским здравым смыслом общества потребления, ищущего комфорт в
узко-привычном. Чем более общество навязывает человеку материальный диктат и
сковывает его законами бюрократии, тем более актуальным становится негативное
учение дзэн-буддизма — завоевавшее уже почти весь мир.
ИУДАИЗМ
"Сначала возникла мысль создать мир Судом.
Увидел Бог, что так мир не устоит,
и присоединил к Суду Милосердие."
("Когелет" 8,4)
"ВЕСЕННИЕ" РЕЛИГИИ
Таким образом, астрологически философия Востока — Китая и Индии — опирается
на психологические архетипы двух кардинальных знаков, питаемых энергией лета:
мужского логического знака Весов и женского чувствующего знака Рака.
Вспомогательную роль по отношению к ним играют соседние мутабельные знаки Девы
и Близнецов, подвергая сомнению идеи кардинальных знаков и дополняя их
созерцательную философию практической позицией. Психологическими достижениями
этих религий можно считать творчески полноценное существование человека в мире,
символизируемое в Зодиаке стабильным знаком Льва (даос, в котором отражается
красота жизни), и его философская мудрость, описываемая стабильным знаком
Тельца (неизменный будда).
В религиозной картине Запада, где наиболее значимыми религиями являются
христианство, иудаизм и ислам, доминирующую роль также играет идея
кардинального знака — Овна, которому сопутствуют архетипические черты
мутабельного знака Рыб. На это указывают акцент на человеческой активности
|
|