|
увство, направленное на объект, и потому также является привязанностью.
Нирвана — это прекращение деятельности сознания (растворение себя во всеобщем
покое Нептуна).
В то же время буддизм, предполагая опору на себя, призывает вовсе не к
потере, но к кристаллизации своей индивидуальности (Сатурна) среди изменчивого
течения жизни и сознания: "Пусть мудрец усилием, серьёзностью, самоограничением
и воздержанием сотворит остов, который нельзя сокрушить потоком." (Дхаммапада,
II:25). Неимение этой сатурнианской, сущностной основы себя, неуспокоеннность
мыслей и чувств ведёт к сомнениям, характерным для Рака — самого неуверенного в
себе знака. И в буддизме сомнение недопустимо: "Ни хождение нагим, ни спутанные
волосы, ни грязь, ни пост, ни лежание на сырой земле, ни пыль и слякоть не
очистят смертного, не победившего сомнений." (Дхаммапада, X:141) Чувство
относительности всего, возникающее в процессе познания при отказе от прежних
воззрений, предстаёт как значимая преграда на пути.
Для обуздания мысли и достижения внутреннего покоя буддизм использует
практику медитации, которая ассоциируется с погружением в глубины созерцания
Нептуна, который считается эзотерической планетой Рака (планетой его духовного
роста). Но акцентируя проблему индивидуальности, буддизм не устремляет человека
к тому, чтобы он терял себя до того, как он достигнет предела бесконечности —
конечной истины нирваны (Урана и Нептуна). Подобно этому, в потоке изменчивой
жизни человек никогда не перестаёт быть собой: напротив, он учится всё более
быть собой, не обращая внимания на волны жизненных волнений.
Кристаллизуя в людях стержень индивидуальности Сатурна и отвергая традиции
Юпитера, буддизм обосновывает возможность освобождения человека собственными
силами. Он провозглашает идею независимого от внешних сил развития личности.
Путь хинаяны — это путь архата ("достигающего"), самостоятельно движущегося к
цели духовного развития. Этот путь, однако, отрицает жизнь в семье и обществе:
"В мире из дружбы рождается забота,
Из семейной жизни возникает прах рассеяния.
Состояние освобождения от уз дома и дружбы —
Оно, и только оно является целью уединения."
Это соотносимо с тем, что Сатурн усиливает влияние Урана (родственного ему
по септенеру), но значительно ослабляет влияние Юпитера, планеты общества и
счастья (в обители Сатурна Козероге Юпитер падает, и в системе астрологии он
правит знаком Стрельца, противоположным Близнецам, и составляет оппозицию
Меркурию).
И в хинаяне, и в махаяне нет надобности в том едином (юпитерианском) боге,
которому бы поклонялось общество: он делает ставку на индививидуальный
(сатурнианский) путь и в этом смысле близок нашему времени. "В небе нет пути;
нет отшельника вне нас". (Дхаммапада, XVIII:254) Здесь также уместно вспомнить
мифологический образ первых близнецов, спустившихся из мира богов на землю и
основавших на ней свой собственный мир, нарушив запреты прежнего бытия.
Изначально возникший как протестанское учение, буддизм всегда стремился к
простоте юпитерианских церемоний: даже получившая впоследстии распространение
"чайная церемония" была введена 28-м патриархом Бодхидхармой как антиритуал:
домашнее обыденное действие в противовес традиционным общественным
представлениям.
Также провозглашаемое буддизмом равенство людей — новая и антитрадиционная
идея, в которой заключается его главный социальный шаг вперёд, трансформирующий
общественное мировоззрение. В практике буддизма проявлено и равенство полов:
есть будды-мужчины и будды-женщины (что также может напомнить архетип
мифологических близнецов).
В идее равенства: демократической идее знака Близнецов — стрежень этики
буддизма. И если мы упустим её из виду, методы этой религии, порой нарочно
абсурдные и отрицающие прежние достижения человечества (типа: ударил палкой —
вызвал просветление) предстанут негуманными и регрессивными. Характер этой
религии в принципе таков, что в ней невозможен иерарх, невозможно абсолютное
послушание и подчинение — этим она очень близка современности. Ещё в VIII веке
патриарх Линь-цзи требовал: "Убей Будду, убей патриархов". Это призыв к тому
независимому взгляду на мир, к которому тяготел атеистический XX век и о
котором Ницше с горечью и ужасом говорил: "Бог умер!". Настоящей внутренней
свободы от всего, без какой-либо опоры и от всех опор, достичь нелегко, она
страшит и побуждает вернуться к привычной защите бога-патриарха и его
авторитетных помощников. Мировозрение буддизма ставит этому преграду, исполняя
заповедь "не сотвори себе кумира" лучше, чем другие религии.
Возникший в Китае на основе махаяны чань- или дзен-буддизм исходит из
положения: "Стань буддой, созерцая собственную природу". Интересно отметить,
что любивший повторять "Познай самого себя" Сократ родился примерно в одно
время с Буддой. Восприятие бытия зависит от субъекта, и это подспудно
подразумевает, что бог присутствует в каждом человеке: душа (атман)
отождествляется с высшим законом (брахманом). Но не наоборот: сказать, что
поскольку бог есть в каждом, то он воспринимает и строит для себя свой мир так,
как хочет, было бы ошибкой — по большому счету.
Такое провозглашение относительности и субъективности нашего восприятия,
ныне характерное для технической интеллигенции, пытается найти опору в том же
буддизме. Оно отражает абсолютиз
|
|