|
руг другу
опредлениями интеллекта Близнецов.
Буддизм движим идей преодоления личного страдания каждого конкретного
человека, и в этом смысле он наиболее сближается с современной психологией,
работающей с эмоционально-соматической природой (которой правит Сома-Луна).
Страдание (дункха), из которого исходит буддизм, называя его первой истиной, —
это неудовлетворенность души, переживание беспокоящих моментов жизни, ожидание
неудач и потерь, в основе которого лежит чувство страха (что астрологически
напоминает нам о падении Марса в знаке Рака). Не секрет, что Рак боится
внешнего мира, который каждый миг будоражит и травмирует его тонкую психику. И
буддизм помогает увидеть, что суть здесь — не в грубости мира и
чувствительности человека, а в неправильной работе чувств (скандх),
подверженных привязанностям и заблуждениям — и не дающим возможности
освобождённому сознанию составить ясную картину об истинных причинах и
следствиях событий.
"Из привязанности рождается печаль, из привязанности рождается страх; у
того, кто освободился от привязанности, нет печали, откуда страх?" (Дхаммапада,
XVI, 214) Более материальная йога видит в страдании просто неправильную работу
энергий тела, что показывает её львовский акцент в отличие от акцента на работе
сознания Близнецов. В отличие от трагической серьёзности христианства, образы
будд улыбаются: интересно, что их тонкая, чуть заметная улыбка, сопутствующая
их взгляду в мир и внутрь себя, никогда не выходит на фотографиях: её ловишь,
лишь находясь рядом,— и тогда поражает, что все будды улыбаются. Столько много
улыбающихся лиц — будды улыбаются всегда, в любой позе, которую подчеркивают
мудры рук — тоже наследие индуизма: посылая благословение или объясняя колесо
закона, и даже во сне смерти.
Отказываясь от привязанностей скандх, человек освобождает их для
правильного восприятия конкретного момента и окружающего мира в целом. Отрицая
солнечные желания и лунные привязанности индивидуальной души, — а вместе с ними
и её саму, поскольку эмоциональная память составляет суть души-Луны,— мы и
принимаем мир таким, каков он есть: бесстрастным и закономерным, лишённым
драматизма и превосходящего его смысла (утопии бессмертия Весов). Так смотрят
на мир рациональная философия и наука.
Это сопоставляет буддизм также утилитраному знаку Козерога. Особенно
тибетский, развивавшийся на основе культуры, возникшей в суровых горных
условиях и потому отвергающей все лишнее. Жизнь без прикрас требовала столь же
строгого мировоззрения. В этом контраст сказочной Индии и прагматичного Тибета:
чарующих мягкой красотой индийских богов и ужасных видом "защитников"
тибетского буддизма. Прежде некогда опасные для человека горные духи, они
покорились буддийской доктрине, которая возвеличивает человека перед миром. Так
возвышается на окресностями гигантская статуя Будды в Бодгае. Цель покорения
природы, выраженная в его монументальной фигуре, органически присуща жизни в
горах: даже более, чем на самой родине буддизма. Ту же цель ставит и наука.
За постижение законов природы, дающих возможность управлять ей, в
астрологической системе отвечает управитель Козерога Сатурн. Это планета
познания предопределения, которая покровительствует и астрологии: неслучайно
астрология играет важную роль в жизни тибетских лам. Экзальтация Марса в
Козероге подчеркивает цель развития личной смелости, активности и воли человека,
устремляющей его за границы изведанного к неосвоенной территории, которая
также будет пригодна для жизни человека, которому должно быть подвластно все.
Но в отличие от современной науки, не умеющей совмещать противоположности и
преодолевать абсурд ума, буддизм трепетно и нежно, сильнее всякой другой
религии, заботится о той душе, которой нет. "Благородный восьмеричный путь"
буддизма настраивает на контроль над каждым движением души: этому служат
правильное понимание, правильная мысль, правильная речь, правильное действие,
правильный образ жизни, правильное намерение, правильное усилие и правильная
концентрация. Для психологии Рака этот путь актуален тем, что этот знак,
стремясь охватить своей душой всю жизнь и боясь потерь (в чем проявляется
эспансия Юпитера и слабость Марса), склонен проверить сначала все боковые
ответвления пути, прежде чем предпринять правильное действие, до которого дело
не всегда доходит.
Если привычное нам христианство предполагает ошибки на пути — грехи и
покаяние в них, серединный путь буддизма предлагает освобождение через
праведность — безошибочность поведения. Эта праведность — присуща сдедующему за
Близнецами знаку Тельца: под этим знаком родился сам Будда, рождение которого
празднуют в мае, и неслучайно. На пустом месте отвергнутых определений ощущать,
что правильно в каждый момент, нам помогают чувства, которыми заведует
управительница Тельца Венера. Телец — знак рождения Киркегора, основателя
самого популярного философского течения XX века — экзистенционализма, которое
возвращает дошедших до абсурда интеллектуалов к обретению новой полноты
существования через полноценное проживание каждого момента своими чувствами.
При этом просветление буддизма не есть само переживание единства с
абсолютом (мистическое озарение христианства), а та работа, которую оно
произвело. Сравнивая озарение-сатори с Луной в зените, чань-буддизм говорит,
что просветление наступает лишь после захода Луны. Экзальтация чувств должна
пройти, чтобы свет разлилися по всем темным углам.
Освобождение нирваны ("остывание, затухание, угасание") — мыслится
обретением покоя путём успокоения, угасания желаний (которые возбуждает планета
чувств Венера). Здесь надо понимать, что непосредственная цель буддизма —
освобождение души от бремени прош
|
|