|
ной для характера Рака, трепетно привязанного ко всем
проявлениям мира. Это идея, способная радикально трансформировать знак Рака (и,
как мы уже говорили, Индия воспротивилась такой, слишком глобальной перемене
своего национального духа). Раку земное ближе небесного, и это отражает
религиозный взгляд Индии, ставящий загробное блаженство мира богов ниже
человеческой жизни на Земле — и изначальной концепцией вечного круговорота душ
отрицающий саму возможность небытия нирваны.
Что послужило внутренним толчком к самоотрицанию, к которому устремляет
человека буддизм? Психологический образ Рака может помочь нам лучше это понять.
Рак — знак, наиболее обращенный к внутреннему миру души, изменчивый подобно
тому, как изменчиво течение жизни. Он цепко хранит свою индивидуальность,
которую формируют внешняя жизнь (и которую отражает знак Льва, логически
предшествующий Раку). Лев выделяет себя из общей массы жизни, а основная задача
самоуглублённого Рака, получающего в наследство от природы свою обособленность
от других, сводится к преодолению субъективизма ради объективности
самовыражения (экзальтации Юпитера). Но как обрести истину себя, если поток
своих чувств и мыслей изменчив, как изменчива жизнь, которую отражает наша
душа?
Внешний мир доставляет душе страдание, побуждая её постоянно меняться и не
позволяя обрести покой своей истинной природы. И потому надо отказаться от него,
чтобы найти себя. А потом отказаться от определённостей ложного "я", чтобы
найти истинное, которое невозможно назвать словами. Эту идею описывает триада:
аничча (изменение) — дункха (страдание, происходящее от изменения) — анатман
(истинная душа, сливающаяся с неизменной природой Будды).
Для примера можно предложить такую убегающую от ответа последовательность
вопросов: кто я, что такое я? Я умру, но что-то останется? Почувствуйте, что?
Но найденное вами сейчас чувство и определение тоже исчезнет, хотя в глубине
его, за гранью этого восприятия что-то непременно должно остаться — что? Оно
тоже ускользает, а в его сердцевине находится то, что было его сутью — что?
Когда исчезает то, что было там, что остается? Так одно за другим отвергая все
определения, мы подходим к порогу бесконечности.
Буддизм ставит самый значимый акцент на внутреннем мире человека, за
который отвечает Луна и в котором прячется и привыкает жить знак Рака. В
отличие от даосизма, буддизм утверждает независимость мира души от внешнего
мира. Всё, к чему могут прикоснуться наши чувства и разум,— и все, что на самом
деле формирует содержимое образов нашей души, её внутреннее богатство,—
достояние мира внешнего, за пределами которого остаётся лишь небытиё — шуньята,
пустота. И потому истина не может быть названа никак, но чтобы её как-то
обозначить, она названа пустотой. Поэтому и нирвана не может мыслиться иначе,
чем небытиё. Истинная душа человека — той же природы, божественной природы
небытия. А индивидуальное "я" — принадлежность изменчивого мира, а потому оно
служит причиной отхода от всеобщего, заблуждения и страдания. И потому буддизм
рассматривает субъективность как пустую и нереальную — для того, чтобы постичь
истинное движение помнящей себя души.
Восприятие того, что суть остаётся за пределами привычных форм, побуждает
взглянуть на мир лишь как на отблеск вечности, и устремлению к ней сопутствует
представление о шаткости, иллюзорности каждого момента — об иллюзии, от которой
надо отказаться: "Кто смотрит на мир, как смотрят на пузырь, как смотрят на
мираж, того не видит царь смерти." (Дхаммапада, XIII, 170). Этот взгляд на мир
подспудно присущ интеллектуальному взгляду Близнецов, как и фантазёру-Раку, с
его восприятием ребёнка, непричастного к скорби, смерти и страданиям этого мира.
Управительница Рака Луна, изменчивая сама и меняющая эмоциональные состояния
человека так же быстро, как она движется по небу, заставляет его усомниться в
своих переживаниях, как и в реальности самих событий мира: как могло
существовать то, чего уже нет и больше никогда не будет? В то же время сам
процесс изменения существует вечно.
Буддизм рассматривает мир как это внутреннее движение единой мировой души,
в которое вовлечены все существа: как психологический процесс действия дхарм
(неизменных законов). "Я" и "мир" — лишь быстропроходящие комбинации дхарм, что
напоминает нам идею об эфемерности всего сущего, в астрологии ассоциируемую с
Луной. Буддизм говорит, что когда человек познает вещи в истинной природе, он
не станет утверждать, что они существуют. Эфемерность и преходящесть событий
мира уподобляет его сну, по отношению к этому обретение неизменной внутренней
истины души мыслится пробуждением. Имя Будды переводится как "пробудившийся".
Здесь можно вспомнить, что Рак — знак зачатия для Овна, которым правит Марс,
пробуждающий личность человека к мысли и действию.
СЕРЕДИННЫЙ ПУТЬ —
ОСВОБОЖДЕНИЕ ЧЕРЕЗ ПРАВЕДНОСТЬ
С древности человек склонен верить в бессмертие души, стремясь увековечить
своё "я" если не в этом, то хотя бы в потустороннем мире. Но "вторая
благородная истина" буддизма видит в этом лишь одну из причин страдания.
Буддизм отрицает традиционый образ загробного мира: душа не обретёт покоя ни в
одном из миров. Она достигнет его лишь при остановке всякого движения в
неподвижной сердцевине его — в середине противоречий мира, в которой кроется
смерть субъективных желаний вечно движущейся души-Луны. Душа становится внешней
для себя, перестаёт фантазировать свои миры — она исчезает ради объективного
отражения изменчивости мира всеобщим разумом. И путь буддизма также называется
серединным. Середина буддизма — это не центр мира даосов. Это середина самой
души. Неопределимая середина между двумя противоречащими
|
|