|
. Эта мантра, также как многие народные песни и
танцы индусов, призывает Бога прийти как можно скорее. Она зовет как можно
более быстрым и простым путем устроить земной рай — ещё одна идея знака Льва,
во всех сферах ратующего за поднятие уровня жизни людей.
Однако индийский кришнаизм не только в пении мантр. На его основе создаются
современные центры обучения йоге, оставляя поклонение древнему Шиве бродячим
садху с трезубцем в руках. И если древние святыни индуизма — храмы Шивы, Дурги,
Дажганатха и другие — зачастую остаются закрыты для иностранцев и их
адекватного восприятия мировой культурой, то кришнаитские центры открыты всем,
и через них учение индуизма транслируется на Запад. Они представляют
альтернативу консерватизму индийского мировосприятия (чрезмерному обереганию
своего прошлого, свойственного знаку Рака). Прямым продолжением кришнаизма
являются идеи любви Рамакришны, и учение его ученика-миссионера Вивеканады,
через деятельность которого Запад узнал Индию. Вивекананда в свою очередь как
учитель являлся в мысленном образе Шри Ауробиндо, к которому приходили также
Кришна и Шива. Свой символ — полумесяц, изображающий изменчивость Луны и
трансформацию мира, Ауробиндо взял у Шивы. И, конечно, у Вивеканады было много
и других, неизвестных Западу учеников, которым он транслировал потоки своей
традиции, а у Кришны — тем более.
Перевоплощающийся бог Вишну стремится раскрыть перед нами все аспекты
божественного абсолюта, отражая тот всеохват, который является типичной чертой
знака Льва. Кришнаизм абсолютизирует бесконечную силу любви, очищающую и
смывающую грехи подобно тому, как неиссякаемая энергия Солнца из избытка свего
тепла исцеляет души и тела, наполняя их радостью жизни. Психологически цвет
этой энергии — оранжевый, как одеяние вишнуитов. И хотя исторически — это
нелюбимый и презираемый в жаркой Индии горячий цвет одежды преступников, в
которую нарочно одевались аскеты, для общечеловеческой души он символизирует
тепло любви.
Нашему слову "тепло" родственно индийское — "тапас", в академическом
издании "Махабхараты" удачно переводимое словом "подвиг". Правда, русскому
понятию подвига ближе образ "горения" — и в наших суровых условиях
действительно нужно горение души, чтобы растопить любовью холод зла,— в мягкой
Индии достаточно её постоянного тепла. Может, поэтому индуизм обходит стороной
страдание, мобилизующее энергию экстремальной ситуации, и оттого не боится
прихода Бога.
Тот же позитивный и целительный жар страсти, присущий Льву, возбуждают в
людях различные направления раджа-йоги, распространившиеся у нас наряду с
кришнаизмом. Их ритуальный белый цвет также является традиционным цветом Солнца,
устремляя к источнику света, дарующего живую энергию духу и телу. Покровителем
раджа-йоги является Шива, но и Кришна как воплощение Вишну. "Кришна грядет!"—
идея ставшего популярным у нас Университета раджа-йоги "Брахмакумарис". Это
идея о том, что мы уже сейчас живем в переходный период между темной эрой
Кали-югой и новым золотым веком, и нет лучше времени, чтобы изменить свою
судьбу (и судьбу мира, насколько это, согласно индуизму, вообще в природе
возможно).
Грядущий век не будет наполнен страданием, которое довелось испытать герою
Раме в противоборстве с силами зла. В нем не будет править демон Равана,
похищающий из мира любовь и скрывающий жизнь-Ситу от наших глаз. В нем
расцветет древо добродетелей — это ещё один образ индуизма, очень напоминающий
каббалистическое древо сефирот, ветви которого являют качества людей и могут
сопоставляться планетам Солнечной системы. Это те же глобальные архетипические
характеристики, которые раскрывают образы древних мифов и которые воплощаются в
самом человеке как качества его души. И ярче всего их открывает взгляду
индуисткое многобожие.
БУДДИЗМ
"Сам себя побуждай, сам себя проверь.
Ибо ты сам себе господин, ты сам себе путь."
(Дхаммапада, XXV:379-380)
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ИДЕИ
На почве многоликого индуизма, в условиях национального характера
Индии-Рака, доносящей до современности разные исторические пласты развития
духовности, возникла вторая после даосизма восточная религия, значимая по
рациональной глубине философской мысли,— буддизм. Плоть от плоти индуизма,
буддизм вобрал в себя его легенды и основы его мировоззрения: ключевую идею
Рака о перевоплощении, многократном рождении человека и мира. Если в индуизме
развитие мира и его смерть — игра богов, то буддизм, для которого тоже всё
происходящее есть лишь бесконечная иллюзия, оттеняет глубокий философский смысл
этой игры, переводя внешнее проявление образов богов во внутренние качества
индивидуальной души.
Но отрицая многие существенные черты индийской культуры (систему каст,
ритуалы поклонения многочисленным богам), буддизм исполнил протестанскую роль
по отношению к индуизму. Рациональный взгляд на мир, соответствующий образу
протестанства, свойственен переменным (мутабельным) знакам, и в этом смысле
буддизм отражает соседний с Раком переменный знак Близнецов. Близнецы —
нарушители традиций Зодиака, в поиске новых путей дающие возможность зарости
старым дорогам. Такая роль буддизма оказалась даже слишком радикальной по
отношению к индуизму, не случайно он исчез со своей территории: по статистике,
буддистов в Индии лишь 0,7%!
При этом характерно, что всеприемлющий индуизм, тысячелетиями живущий в
сердцах и душах, продолжает быть поддержкой буддизму: считая Будду одним из
предпоследних воплощений Творца (последний придет в конце времен и разрушит
существующую форму мира). В Индии буддийским храмам всегда сопутствуют
индуистские. Сам исторический центр буддизма Бодгайя — место просветления Будды,
где ныне восстановлен старый храм времен императора Ашоки, и строятся
монастыри тех стран, где буддизм более распространен, чем
|
|