|
упна лишь немногим. Свет
знания сменился мраком невежества, и вселенская душа Нараяны приняла облик
черного Кришны. Землю охватили несчастья, заботы, недуги и стихийные катаклизмы.
Обряды и жертвоприношения прекращаются. Гибнет дхарма, а вместе с нею и
Вселенная. Приходят в движение законы, созданные для уничтожения юги, и умирают
боги. В конце времен сам Творец засыпает посреди пустынного мирового океана. Но
его смертный сон прерывает новое рождение Вселенной.
Созданный две с половиной тысячи лет назад, это очень актуальный миф для
нашего эсхатологического времени: если только принять более современное — и
очень древнее — представление о том, что Вселенная творится каждый миг. Он
может напомнить даосское представление о том, что когда нарушается гармония,
возникает добродетель; когда исчезает добродетель, рождается справедливость; а
если нет и справедливости, спасительной нитью остается лишь ритуал. Недаром обе
теории возникли в одно время.
БОГ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ
Последним ярким развиваемым образом индуизма становится образ Кришны —
некогда пришедшего на землю ради восстановления справедливости и грядущего
вновь в конце времен. Если Рама — воплощение Вишну в виде героя, то Кришна —
его аватара в виде богочеловека, неслучайно именно его сравнивают с Христом. А
заодно это и воплощение Шивы: его имя "черный" трактуется в том смысле, что он
выпил яд, получившийся при добыче напитка бессмертия, и вобрал в себя зло мира.
Как и ранее, Вишну спустился на землю, чтобы исправить непорядок; а когда дело
было сделано, пал случайной жертвой от руки охотника, превратившись в оленя —
еще раз подтвердив иллюзорность земного существования.
Соединив в себе два главных образа позднего индуизма: Шиву и Вишну, Кришна
стал основателем вишнуитского направления, которое у нас выглядит как отдельная
религия кришнаитов (хотя в Индии она неотделима от тысячелетних традиций). По
сравнению с образом Рамы, в образе Кришны большую роль играет не сила воли, но
энергия любви: так его свирель отличается от лука и стрел. Астрологически
кришнаизм можно понять через знаки Тельца и Льва, для которых любовь — ключевое
понятие. Правда, речь идет о любви чистой и возвышенной — такой, какой в юности
пастушок Кришна смог любить пятьдесят пастушек одновременно, причем каждая
думала, что он — её возлюбленный, не покидающий её ни на миг.
Способность любить всех — один из секретов индуизма, которым нередко
владеют люди-Раки. Такая способность была дана не только Кришне. Характерна
эпическая легенда о том, как один подвижник на старости лет захотел жениться.
Он пришел к царю, у которого было пятьдесят дочерей и попросил одну из них в
жены. "Я не могу их принуждать,— сказал царь, огорченный просьбой отшельника,—
но если какая из них согласится, отдам её тебе.". Каково же было удивление царя,
когда, по очереди поговорив с подвижником, все пятьдесят захотели выйти замуж
за седовласого старца. Царь выстроил им пятьдесят домов и никогда не слышал от
дочерей недовольства. А подвижника все жены упрекали лишь за то, что он так
много времени уделяет им самим и, значит, мало — их сестрам. Насладившись
супружеской жизнью, старец наставил всех жен на путь самосовершенствования.
Число 50 намекает на то, что архетипически здесь речь идет о "седом как
лунь", т.е. Луна, Месяце — и 50-ти неделях года — фазах Луны, но это лишь
подтверждает лунный идеал любви. Секрет умения одновременно быть рядом со всеми
— в детской непосредственности Рака, проявляющего искренность естественного
чувства, ведущего к любви на том глубоком уровне (Нептуна), который един для
всех людей и всех объединяет. На самом деле люди требует совсем немного
внимания к себе, чтобы чувствовать любовь,— но это внимание должно быть
искренним и активным, неумирающим, и в этом тоже мастерство Рака, знака вечной
молодости (если бы жены были недовольны, не о чем бы было рассказывать).
Воистину Индия умеет любить, и знаменитые барельефы Кама-сутры в Каджурахо или
храме Солнца в Конараке это подтверждают!
Гармония любви проявлена и в том, что индуизму свойственны супружеские пары
богов: так Вишну почитают вместе с Лакшми, Шиву — с Парвати, Брахму — с
Сарасвати, Раму — с Ситой, Кришну — с Радхой. Но видеть во всем этом лишь
сексуальность и эротику — значит не понимать духа Индии, и её тонкой
восприимчивости ко всем жизненным процессам и их скрытому смыслу. Неслучайно
кришнаитские направления нередко отрицают секс (как чисто физические, силовые
взаимоотношения Плутона), переводя любовь на более альтруистический план
коллективного взаимодействия (экзальтации Нептуна в Водолее) или акцентируя её
нежность и непосредственную чистоту (экзальтация Луны в Тельце).
Астрологически, простота и яркость кришнаизма хорошо отражает солнечный
знак Льва, как и Рак, стремящийся к детской радости, хотя Лев символизирует
одновременно зрелое отношение к миру. Религия Кришны наследует от индуизма
внимание к природе и пантеистически обожествляет её, видя проявление
божественного во всём. Это любовь отождествления со всеми живыми существами и
восприятия внешних процессов живой природы как своих собственных, включая их в
орбиту личного "я". Пример тому — популярная притча, где отшельник говорит
женщине, предлагающей ему пищу: ты уже накормила меня, когда дала есть этой
голодной собаке. Эти слова хорошо отражают покровительское отношение к миру
Льва, царя зверей.
У нас кришнаизм обычно связывается с пением мантры "харе Кришна, харе Рама"
или других. Мантра считается самым простым путем приобщения к божественному в
наш темный век кали-юги, когда преодолевать грубые потоки можно только сильным
призывом к высшему, а достичь объединения — настройкой на самые элементарные
вещи. "Харе" значит "небеса". Чудесную роль Рамы и Кришны в нашей жизни
читатель, наверное, уже поня
|
|