Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Астрология :: Семира и В.Веташ :: АРХЕТИПЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИЙ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 66
 <<-
 
ыми водами и энергией недр Плутона. В любом 
случае символика трезубца может напомнить нам о третьей, невидимой власти за 
гранью этого мира, за пределами Неба и Земли, которая вызывает к жизни даже то, 
чего еще не было и быть не может. Способность к регенерации делает Шиву 
целителем и чудотворцем. 
    
    Для индийской культуры не было секрета в том, что бог воплощается не только 
в камне, забытом Шивой в пещере отшельника,— но в каждом человеке. Его сила 
может быть проявлена в любом объекте: ведь формы мира постоянно меняются, но 
Бог пребывает всегда. Эту идею манифестации Бога в индуистском пантеоне 
воплотил образ перевоплощений Вишну. 
    Вишну — младший партнер громовержца Индры, некогда могучего царя богов: 
обладавшего явной властью над миром, в отличие от скрытой власти Шивы (и 
астрологически соответствовавшего архетипу Стрельца). Как и Индра, Вишну живет 
на горе и царствует в мире, глядя на него с высоты. Он летает по небу на орле 
Гаруде — царственной птице многих древних громовержцев. Как прежде царь богов, 
Вишну вершит законностью. Так у Брахмы было пять лиц — он глядел одновременно 
на все четыре стороны и вверх, а после творения осталось лишь четыре. Когда, 
создав в мире пары противоположностей, он разделился на мужскую и женскую 
половину и утратил первоначальную целостность, рассерженный этим Вишну отрубил 
ему пятую голову — позаимствовав оружие у своего предшественника Индры. 
    Но как созидатель форм Вишну воплощает красоту мира, и может даже предстать 
в женском облике (чаровницы Мохини, соблазнившей асуров, чтобы напиток 
бессмертия достался богам. Шива был столь очарован красотой Вишну, что уговорил 
его превратиться в женщину снова и слился с ним в единое существо Харихару.). И 
это проявление отнюдь не гомосексуальности, а присущего Индии тяготению к 
красоте: издревле характерного для нации, склонной обожествить внешний мир. 
Согласно античному историку Страбону, даже цари в древней Индии могли 
избираться не за силу, а за красоту (!), и население, во всем другом ведущее 
простой образ жизни, уже тогда отличала необычная для европейца страсть к 
украшениям (которая сохранилась и по сей день: в индийском быту яркие краски 
сари не уступили черно-белому европейскому костюму, и огромное количество бус и 
браслетов до сих пор — их естественная деталь).
    В отличие от прекрасного Вишну, в древнем образе Шивы-Рудры, напротив, 
подчеркнута мужская ярость и сексуальность. Это сопоставляет Вишну архетипу 
Венеры (Тельца), а Шиву — архетипу Марса (Овна): наиболее новым мифологическим 
архетипам, составляющим гораздо более мирную оппозицию, чем извечно 
противоборствующие архетипы Стрельца и Скорпиона (Индры и Рудры). В индуизме 
любовь примиряет полярности внешнего и внутреннего, света и тьмы.
    Вишну — молодой бог, в Ригведе его имя встречается всего два раза. Его 
воплощения возникли позже, проявляя способность Рака-Индии кооптировать в свой 
пантеон всех встреченных по дороге богов. Так на Бенгальском заливе воплощением 
Вишну считается местное доарийское божество Джаганатх: идол, похожий на 
полинезийских богов. Чтобы объяснить его внешний вид, подобный обрубку, индусы 
сочинили легенду. Человек заказал к празднику сделать изображение бога, но 
мастер не успел. Однако заказчик не хотел остаться в праздник без святыни, и 
взял то, что получилось. Растроганный его верой, Вишну явился ему даже и в 
таком обличье. Неслучайно ему сопоставляется гуна тамас, родственная нашему 
слову тьма и олицетворяющая материальное воплощение! 
    Воплощения Вишну стали фиксировать историю индуизма — и развитие 
мифологической мысли человечества в целом. Атрибут Вишну — раковина — 
напоминает о том, что созидаемая им жизнь когда-то родилась в воде — как и его 
жена Лакшми: богиня процветания и счастья. Первое воплощение Вишну — Рыба, 
спасшая первочеловека Ману во время потопа (что сопоставляется архетипу Рыб). 
Второе — черепаха, на которой возникла Земля (образ сотворения мира Водолея). 
Третье — вепрь, подрывший корни дерева, упершегося в небо (образ создания 
устойчивости Вселенной Козерога). Четвертое — лев Нарасингха, явившийся убить 
неправедного царя, которому Шива за аскетические подвиги дал такую власть, что 
его не могли убить никаким видом оружия ни человек, ни зверь; ни днем, ни 
ночью; ни на Земле, ни на Небе. Тогда владеющий всеми формами мира Вишну 
превратился в получеловека-полульва и в сумерки разодрал царя у себя на коленях.
 Это стрельцовский образ установления справедливости. Как видно, воплощения 
Вишну соответствуют логике развития мифологических архетипов в мировой культуре 
(обратному порядку знаков Зодиака: от Рыб к Овну).
    Предпоследним воплощением Вишну считается Будда (или Христос). Десятым, 
последним — Калки-Кришна, который прийдет, чтобы уничтожить мир в конце времен. 
Так воплощения Вишну описывают историю творения от начала и до конца: как она 
предстает перед нами в древних мифах — и как до сих пор мыслит ее мировая 
религия. 
    Таким образом, творец Брахма воплощает закон: принцип и план существования. 
Всякая идея исходит от Брахмы. Разрушитель Шива символизирует энергию на ее 
реализацию, трансформирующую мир: динамику развития. Это хранитель всех сил, и 
какая бы сила не превозмогла другую, это сила Шивы. А созидатель Вишну 
воплощает сотворенные формы мира: статику разных фаз истории. В какой бы форме 
не предстал перед нами Бог, это будет Вишну. Можно сказать, что если Шива 
символизирует прошлое, а Брахма — настоящее религии, то Вишну — будущее: 
поскольку формы мира постоянно меняются. Такова логика позднего индуизма, 
которую можно подытожить в таблице:
    
           Брахма     Вишну        Шива

функция    творение   созидание    разрушение
           закон      форма        энергия
           существо-  воплощение   регенерация
           вание
           рождение   жизнь        смерть
свойства   равновесие устой
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 66
 <<-