|
ражающие привычный нам логический
принцип: тезис-анитезис-синтез. Каждый из этих богов сам по себе имеет и
творящую, и созидательную, и разрушительную функции, и каждый из них — веха
истории.
Появление Брахмы — бога закона — связано с развитием брахманизма:
ритуальной стороны религии, что сопоставляет его знаку Весов. Стремясь
возобладать над природными силами, люди разрабатывали методы взаимодействия с
ними. Так рождались ритуалы, заставлявшие богов уступить человеку, и оформилась
каста брахманов. Ритуалы стали выше богов, и таким образом над ними возвысился
Брахма, олицетворивший сами обряды и воплощенное в них знание. Как
персонификация воли небес, он примкнул к дэвам. Женой Брахмы стала Сарасвати —
богиня речи, азбуки деванагари и Вед.
Как высший закон, Брахма выступает объединяющим началом троицы позднего
индуизма. Его символ — лебедь: птица, зимой летящая на юг, а летом — на север,
обозначая закон чередования времен и равновесие жизни и смерти. Брахме
принадлежит все знание о мире, а потому и наша сознательность. В мифе о
сотворении он рождается из лотоса, вырастающего из пупа спящего Вишну,
плавающего в вечности по мировому океану на спине змея Шешы (образ змея —
ипостась Шивы). Своим рождением объединяя триаду богов, он творит мир. Так
просыпается из небытия разум. Неслучайно Брахме сопоставляется гуна саттва:
ясность — название которой родственно нашему слову свет.
В образе Брахмы культура и понимание законов мироздания оградили людей от
произвола стихийных небесных сил-дэвов и асуров: древнейших "языческих" богов
индуизма. Они возвысили человека перед ними. Но индуизм осознавал, что сама
внутренняя энергия, дающая возможность человеку побеждать богов и быть
независимым от внешних качеств мира, оставалась древней, природной, магической.
Ею продолжал владеть самый могучий из богов — асур Рудра, яростный бог весенних
гроз, сексуальных игрищ диких зверей и плодородия. И хоть был он демоном-асуром,
но силой доказал свое право участвовать в жертвоприношении светлых богов,
разметав их жертву и угрожая уничтожить все на свете, если они вздумают
обходиться без него. А поскольку в лоне цивизизации его энергия становилась
отчасти управляемой и приносила пользу человеку, он получил эпитет Шива —
"благой, приносящий счастье". Шиве стали поклоняться те, кто взращивал в себе
силу: йоги, пытавшиеся установить контроль над жизнью не извне, а изнутри, не с
помощью культурных средств, а прямым путем, физически.
Так Шива дополнил Брахму, воплотив внутреннюю способность человека к
трансформации (что астрологически соответствует знаку Скорпиона). Шиве
сопоставляется гуна раджас — "страсть". Исполняя аскетические обеты, герои
получают от него силу, дающую им власть даже над дэвами-богами. В этом
по-новому реализуется противоборство богов и асуров (архетипов Юпитера и
Плутона).
Если Брахма — сравнительно новый бог, то Шива наиболее древен из этой
троицы: его энергия идет из глубины веков. Продолжая ряд богов первого типа,
именно он доносит до наших дней древнейшее поклонение камням: образ шивалингама,
изначально связанный с сексуальностью, стал символом его творческой
преобразующей силы. Шивы ездит на могучем быке Нандине, олицетворящем потенциал,
и ему сопутствуют змеи, меняющие свою кожу, символизируя вечное обновление
жизни. Его жена Парвати ("горная") — персонификация земли, воплощение
богини-Матери. Танцем на груди убитого асура Шива разрушает и строит миры, и с
силой его не может тягаться никто. Однажды Брахма и Вишну заспорили, кто
сильнее, тогда перед ними возник огромный пылающий шивалингам. Лебедь-Брахма
пытался взлететь до его вершины, Вишну, обернувшийся вепрем (одно из его
воплощений), достать до основания — но цели они не достигли. Энергия Творца
бесконечна, она исходит из бесконечности и устремляется в нее.
Как аскет, Шива живет на кладбищах и близок образу смерти, но одновременно
он самый преданный хранитель материального мира. Когда Ганга падала с небес,
угрожая разрушить Землю, Шива подхватил её себе на плечи. Шива защищает людей
от разрушительных перемен. Он выпил яд калакуту, угрожавший отравить мир:
который возник при перемешивании мирового океана, когда боги добывали из него
напиток бессмертия.
Вместе с жизнью возникает смерть, и Шива вбирает ее в себя: так он
продолжает брать на себя все издержки процесса развития мира и каждого человека,
даруя энергию тем, кто продолжает стремится к эволюции. В индуизме в познании
нет греха, как нет и зла в гобальном смысле (архетипически связанного с
энергиями Плутона, а функции этой планеты в индуизме воплощает Шива): есть лишь
мера трансформации, есть наше незнание, невидение истины происходящего
(а-видья). Шива благ, и он не даст разъедающему яду трансформации убить жизнь.
Бог-разрушитель хранит ее, и рушит лишь то, что способен восстановить. Так в
гневе оторвав голову своему сынишке, он приставил ему голову гулявшего
невдалеке слона: и так возник любимый помощник индусов в хозяйстве, слоненок
Ганеша.
На новых храмах символ Шивы — ом, звук постоянного творения, всегда
присутствующий во всем. Он замещает более древний его атрибут — трезубец:
неизменный атрибут бродячих йогов. Для западного взгляда трезубец Шивы делает
его похожим на Нептуна. В верховьях Ганги близ Ришикеша статуя Шивы даже сидит
на помосте над рекой, держа в руке трезубец. И в мифах в ипостаси Змея Шеши
Шива плавает по водам мирового океана. Однако сексуальная символика сближает
его не с морскими, а с подзем
|
|