|
вования, и
физическое совершенствование служит этому. Цель телесных поз — асан йоги —
управление органами тела при помощи сознания. А прежде всего — нормализация
жизненных процессов через устранение преград на пути естественных потоков
энергии. Все потоки жизни должны течь свободно, как текут реки.
В индийских религиозных воззрениях видна тесная связь с природой и историей
(гораздо менее актуальная для других религий), и это соответствует тому, что
знак Рака является патриотом своей земли. Но и природа нашего тела подобна
природе земли. Как запруда вызывает наводнение, так и препятствие на пути
энергии порождает сначала невидимую болезнь, которая лавинообразно может
захватить и разрушить организм. Цель асан — почувствовать и устранить точки
напряжения внутри органов, направив туда энергию сознания. По сути асаной может
быть любая поза, важнее возникающее при этом внимание к своему организму и
активная работа разума по совершенстованию тела. Специфика поз предоставляет
лишь опытное знание о том, куда при этом положении тела полезнее всего
направить мысль, энергию какого органа активизировать. Чтобы тело было открыто
энергетическим потокам, оно должно быть одновременно фиксированным и
расслабленным в любой, самой неестественной позе (разе мало их в нашей жизни!).
Этому помогают звуки мантр, сопутствующие гимнастике,— и, конечно,
обращение к богам: которые сами являются этими потоками, а потому и ниспосылают
их людям. Понять такой взгляд легко с точки зрения астрологии, где боги-планеты
правят также органами тела. Йога — это телесная связь с высшим. Йоговская
гимнастика и пение мантр подразумевает обращение к Богу, как все индийские
классические танцы или народные песни. Процесс йоги — настройка на божественное
и привлечение энергии "свыше" (даже если она поступает изнутри). Без этого
манипуляции телом и звуком лишаются силы и смысла.
ЕДИНСТВО И БОРЬБА ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ
— ДЭВЫ И АСУРЫ
На второй стадии развития сложная как жизнь мифологическая панорама
действия мировых сил — шестиста или шести тысяч индийских богов!— упрощается в
более доступные европейскому уму модели. Прежде всего, боги противопоставляются
друг другу как дэвы и асуры: внешние, светлые силы Небес — и внутренние, тёмные
энергии Земли. Эта присущая мифологии поляризация сил выражает извечную борьбу
добра и зла, служащую толчком всякого развития. Её живописует образ битвы
небесного и подземного царей (архетипов Юпитера и Плутона), который мы найдём в
любой культуре и который исторически отражает борьбу народов между собой. О нем
повествует главный пра-индоевропейский миф о сражении громовержца со змеем
(откуда возник и христианский образ Георгия Победоносца). При этом Восток
отличается от Запада тем, что там противоборствующие силы сосуществуют: одна не
отрицает другую (как Бог — Сатану). И змей Вритра в "Махабхарате" предстает
мудрецом, принимающим своё поражение: уча своего победителя, царя богов Индру,
бренности земного бытия.23 Ему приписывается авторство медицинских трактатов.
И идея творения мира связывается не только с дэвами, но и с асурами.
Согласно этимологии, асуры (от "аса" — "огонь") — это жизненные силы, на
которых основывается творение. Дэвы ("светлые" родственники Дьяуса) — внешние
потоки, которые управляют этой энергией свыше: с "небес". Совладать со
стихийной силы асуров дэвы поручают десятирукой матери-Дурге, вручая ей всё
свое оружие. Дурга побеждает асуров оружием богов — или умом, который в древних
мифах неразделим с хитростью. Прикинувшись красавицей, она сеет вражду между
асурами Шубхой и Нишубхой, и те, сойдясь в решающем бою, убивают друг друга.
Так в упорядоченном мире видимой материи нейтрализуют друг друга хаотические
силы природы.
Позднее созидающая роль матери-Дурги переходит к Вишну. Как и Дурга, Вишну
убивает асуров ради творения мира. Он заключает с ними договор: если он не
уступит асурам в битве (а победить он их не может, в силу их первичности), они
исполнят любое его желание. Вишну остаётся непобежденным, и его желание
неизменно: убить асуров. Асуры соглашаются — единственное их условие, чтобы это
произошло на сухом месте. По логике мифа, такая просьба естественна: для
сотворения мира необходим остров суши. Но где же его найти в пустынном океане
первозданных космических вод, где происходит эта битва? И Вишну отсекает им
головы у себя на коленях.
Этот акт в пуранах именуется жертвоприношением: сотворение мира предстает
как религиозный ритуал. Интересно также, что с противоборством богов и асуров
связывают ритуалы не только жертвоприношения, но и гостеприимства: дэвы
выступает в роли гостей на земле асуров, распоряжаясь теми дарами, что
предоставляют им гостеприимные хозяева. Используя ресурсы хозяев, гости
совершают жертвоприношение на их территории.24 Если учесть, что исторически
образ борьбы богов с врагами отражает реальные столкновения "своих" и "чужих",
такое представление подчеркивает необычно мирный характер этого противостояния.
Чтобы наделить мировую битву добра и зла характером гостеприимства —
европейскому уму не обойтись без философского понимания взаимодействия идеи и
энергии, духа и материи: составляющих необходимые крайности непостижимого бытия.
Как видно, асуры равноправны богам и даже изначально сильнее их. Они могут
побеждать дэвов и приобщаться к их небесному бессмертию. Все они участвуют в
едином закономерном процессе, и ни один из них изначально не выше него. Лишь
позднее появляются боги, способные подчинить этот процесс себе: это асур Шива,
и дэвы Брахма и Вишну, которые становятся главными богами позднего индуизма.
БОГ ТРОИЦУ ЛЮБИТ —
ГЛАВНАЯ ТРИАДА ИНДУИЗМА
Известная триада: творец-Брахма, созидатель-Вишну и разрушитель-Шива — не
просто дополняющие друг друга силы, в
|
|