|
через усилие. Это помогает
нам понять, что и для других народов так называемые "языческие" боги не были
только природными силами, а связывались с наиболее глобальными
общечеловеческими представлениями, которые актуальны и по сей день. Возникшая
на почве древнего мифологического взгляда на мир астрология именно эти энергии
— и одновременно идеи — называет планетами. Астрология описывает их соотношения
между собой: которые столь же сложны, как мифы древних — и как сама жизнь.21
Обращаясь к образам богов Ригведы, Шри Ауробиндо тяготел к персонификации
явления вечности, как Лев: и это характерная черта этого знака, также близкого
характеру солнечной Индии. Из глубины веков сквозь более поздние формы религии
Индия доносит до нас многобожие, ставя акцент на самобытности богов и их
качеств. Это сопоставляет индуизм летнему стабильному знаку Льва, по логике
эволюции предшествующему и готовящему почву для идей кардинального знака Рака.
Рак — знак богатства внутреннего мира. Но богатство души лишь отражает полноту
и совершенство внешнего мира — которые символизирует Лев. Это знак блистающей
цивилизации, с чем соотносится наше представление о царственности Востока.
Точка соприкосновения внешнего и внутреннего — Солнца и Луны — формирует
характерное для Льва пантеистическое мировосприятие: умение видеть Бога во всем.
Пантеистический взгляд стремится одушевить всю окружающую реальность, наполняя
её духом предметов, растений и животных, людей и явлений. И на таком восприятии
основывается внутренняя глубина и эмоциональность Рака, его умение видеть
скрытый смысл вещей и его способность к синтезу — которую ярко демонстрирует
индуизм, не спорящий ни с одним из религиозных течений, но органично вбирающий
в себя их все.
Развитие такой способности в сфере религии и подчеркивает многобожие: и
неслучайно Индия сохранила его до наших дней. Одной гранью сомн богов-понятий
раскрывает многообразие внешнего мира, другой — описывает разные
психологические качества и внутренние потребности души. Понимая это, христианин,
в особенности если он Лев, не станет фанатично противопоставлять себя
язычникам, а согласится, что видение Бога во всем — не только самая древняя, но
и вовеки современная религиозная идея.
Мы можем без ущерба для души основывать наше представление о мире на любом
архетипе столь глобальном, как архетипы планет или древних богов: если только
выйдем к его корням. Вполне закономерно, что в эпоху открытия Плутона и двух
мировых войн для объяснения действия божественных сил Шри Ауробиндо выбрал
образ Агни-огня. Не будет ничего удивительного, если в грядущую эру Водолея
кто-нибудь другой в проведении нового потока (или хорошо забытого старого)
будет опираться, скажем, на образ бога небесных вод Варуны. Часто встречающееся
в современной литературе имя Дэва — просто "бог" или "господин" — воскрешает
забытый образ пра-индоевропейского бога Небес Дьяуса (чье имя значит "свет" и
от которого произошли имена Зевса и Юпитера). Это персонаж водолейского
архетипа, мало персонифицированный и безликий: так не имеет особенностей Небо,
равное ко всем людям.
Для Водолея-Рамакришны ключевым оставался образ Матери-Кали (богини
архетипа Сатурна, матери-Земли и времени, разрушающей мир в конце времен и
хранящей семена всех вещей). Это и сейчас один из самых популярных образов
индуизма: кроме Шивы, больше всего храмов в Индии посвящено Матери. То есть,
Кали-Дурге: десятирукой защитнице богов, сражающейся с асурами — первичными
энергиями, побеждая которые, она творит мир. Её иногда называют богиня — Деви:
женская ипостась бога ясного Неба Дьяуса — праотца богов, в образе света
раскрывающего природу их единства.
Древний религиозный пласт богов природы — который Индии удалось сочетать с
современной культурой, един для разных народов, национальные особенности
которых сформировались позднее. Поэтому он служит хорошей почвой для понимания
возникших позже религиозных представлений и различий. И даже — для объединения
религий: неслучайно уже в середине прошлого века идею единства всех вер
провозгласил для мира индус — Рамакришна. Пятьдесят лет назад его последователь
Шри Ауробиндо верил, что отдельные религии исчезнут и их сменит единая
духовность. Лишь время покажет, был ли он прав.
Сегодня же разные веры объединяют в своем лице известные западу индуистские
учителя (Раджниш Ошо или Саи-баба — Стрельцы). И пока христианские течения не
могут поделить одного Бога, идея слияния религий развивается в Индии, где она
родилась: где буддийские храмы соседствуют с индуистскими, индуизм сливается с
мусульманством в религию сикхов, а Христос считается воплощением Вишну; где
люди почитают и Мать, и Шиву, и мудрого советника обезьян Ханумана, — и чем
большему числу богов человек угодит, тем будет лучше.22
На самом деле, не столь легко понять, кто такая эта Мать, на каждой горе
носящая разные имена. Почему "продвинутые" йоги до сих пор разгуливают по
улицам с трезубцем Шивы в руках, а отнюдь не сумасшедшие современные граждане
не перестают молиться богу-обезьяне совершенно так же, как христиане — своим
святым? Очевидно, настолько глубок символический смысл этих образов, что не
исчерпан до конца рациональными веяниями современности, и носителю иной
культуры, который не чувствует его от рождения, следует отнестись к нему с
философским вниманием. Быть может, в поразительной живучести мифологии Индии и
её древних богов кроется ещё невостребованный миром духовный потенциал?
Внимание знака Льва к природе и материи также отражает акцент на работе с
телом в индийской йоге (известной из трудов Патанджали 1 века до н.э.). Слово
"йога" и отличается от слова "религия" акцентом на теле, хотя оба означают
"связь". Задача Льва — достижение более высокого уровня сущес
|
|