Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Астрология :: Семира и В.Веташ :: АРХЕТИПЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИЙ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 66
 <<-
 
зни — и при неторопливом темпе жизни 
индусов у них и сегодня есть время подумать о вечности. Правительство заботится 
об этом: ставит для приезжающих на праздник палатки и шатры для бесплатной еды 
(в организации которой участвуют ашрамы), строит на время праздника 
дополнительные навесные мосты, чтобы скопление народа не привело к инциндентам, 
и ставит ограды в реке, чтобы бурное течение Ганги в её верховьях не снесло 
совершающих омовение паломников.
    Поклонение рекам имеет исторические корни. Реки Индии, дающие жизнь 
цветущим долинам жаркой Индии, текут с высочайших гор мира, и их течение носит 
бурный и непостоянный характер. Если на пути горной реки — как и любого 
жизненного потока — образуется запруда, это неизбежно ведет к катаклизмам. 
Накопившиеся воды хлынут бурной лавиной, смывая всё на своем пути. История и 
культура Индии хорошо знала это и помнила о том, как Инд, и Ганг неоднократно 
меняли русло, предавая запустению прежде цветущие города. 
    С этим связан центральный древнеиндийский миф об освобождении вод, 
скованных змеем Вритрой: который символизирует запруды, ставшие преградой на 
пути рек. Чтобы освободить воды жизни, рождается сильнейший из богов: 
громовержец Индра. В мировой битве грозы он разрубает на части змея — главное 
воплощение мирового зла, возвращая земле плавное течение вод — а вместе с ними 
процветание и размеренную жизнь, мягкий и ненасильственный характер которой мы 
видим в Индии. Реки почитаются как матери — чтобы они не забывали о своей 
хранящей роли и змей Вритра никогда не смог овладеть течением жизни. 
Символический смысл этого мифа актуален и поныне. Свободное течение потока 
жизни отражает принцип ненасилия — ахимсу (непричинения вреда ни одному 
существу), которым проникнута вся культура Индии. 
    
    ОБОЖЕСТВЛЕНИЕ КАЧЕСТВЕННОСТИ —
    ПРИРОДНЫЕ БОГИ ВЕД
    
    В развитии индуизма можно выделить три стадии. Первая — это общее для всех 
древних культур поклонение природным силам: небу-Варуне, ветру-Ваю, грому-Индре,
 зорям-Ашвинам, огню-Агни, горе-Парвати. Имена этих богов, которым посвящены 
гимны Ригведы, запоминаются легко: они неслучайно созвучны привычным нам 
названиям. Огонь и Агни — родственные слова, также как веет — ветер — и Ваю. 
Имя Варуны происходит от того же корня, что имя греческого Урана и русское 
слово "верх". Ашвины — индийские братья греческой Эос, есть у неё и сестра: 
Ушас. И даже Парвати, вероятно, имеет родственника в виде славянского бога 
растительности Поревита и связь с нашим словом "пора". 
    Изображения древних богов можно видеть на старых храмах (храм Солнца в 
Конараке, скальные храмы Индры в Эллоре, храм Раджа и Райю в "городе тысячи 
храмов" Бубанешваре). Но не только. Ведь основы древнего знания, записанные в 
Ведах, связаны с этими божествами. Вся индийская мифология носит философский 
характер. Веды — такое же священное писание, как и Библия, и не менее ценное 
для мира. 
    С современной точки зрения, образы этих древних богов, мифы о которых 
поразительно схожи на разных концах Земли,— описание неких универсальных 
принципов деятельности души и самой жизни. Это эйдосы или космические ритмы, 
которые могут воплотиться в мире природы и человеческом сознании в разной форме 
— но в любом воплощении сохраняет направляющий вектор своей вибрации. Они 
рождают вечно повторяющиеся качества и типичные модели поведения людей: которые 
психология вслед за Юнгом называет архетипами.
    Для запада эти силы, некогда воплощенные в природных и астральных божествах,
 ушли на периферию эзотерики, отвергнутой официальной религией,— в Индии они 
живы и почитаются до сих пор: хотя храмы богов природы остались музеями. Они 
живы не только в священном писании Вед и практической астрологии, без которой 
не обходится ни одно важное мероприятие. (Даже время провозглашения республики 
Индии (26 января 1950 года в 10.15) было выбрано так, что в гороскопе лунный 
узел стоит на Асценденте и имеет аспекты с Солнцем и Луной: как и день 
независимости Индии (15 августа 1947 года 00) — что показательно для понимания 
индийского национального характера.) Образы богов природы легко вписываются в 
современный быт: можно увидеть электростанцию с названием "Маруты", в честь 
сыновей бога грозы — молний: прекрасных и ужасных огненных юношей в сверкающих 
одеждах, мчащихся по небу в колесницах, от грохота которых сотрясается земля, и 
завоевывающих солнце. 
    А главное — к философским мифам индуизма апеллируют современные мыслители, 
продолжая выражать свои идеи через образы богов. Яркий пример — агни-йога Шри 
Ауробиндо, родившегося под знаком Льва и воспевшего в поэме "Савитри" Солнце. 
Савитар — древний образ светила, выезжающего на небо в колеснице и дарующего 
людям тепло и свет руками-лучами. Савитри — его женское дополнение, 
образованное по общей модели (жена Варуны — Варуни, жена Индры — Индрани). И 
огонь-Агни для Шри Ауробиндо — не только метафора состояния (нисхождения потока 
энергии или подъема силы кундалини). Этот образ подспудно соотносится с идеей 
некогда священного бога, воссылавшего жертвоприношение к небесам и в этом акте 
объединявшего собой всех богов, а потому воплотившего представление о единой 
природе божественного. Веды пишут о нем20:
       "Я видел пастуха, без отдыха
       Бродящего по дорогам туда и сюда.
       Скрываясь в водах, текущих вместе и в разные стороны,
       Он шевелится во всех существах.
                                              (РВ I,164:31)
    В Ведах Агни — это энергия, рождаемая и "сверху" (от божественного духа 
небес), и "снизу" (от природы земли), и изнутри (из изначальных вод истока 
жизни). Она наглядно выражает себя в детях и растениях как сила роста и 
развития, а людям старшего возраста открывающаяс
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 66
 <<-