|
еры на пути естественного потока, который течет сам собой.
Потому она может лечить и творить чудеса. Вера индуизма не есть вера в идею.
Только понимая это, можно понять, как она дожила неизменной с древности и до
наших дней.
РИТУАЛЫ ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ
На индийских дорогах часто встречаются деревья с ленточками и лежащие под
ними раскрашенные камни-шивалингамы. Вроде бы ничего особенного, если не знать,
что поклонение камням и деревьям — древнейшая форма религии, присущая
первобытному миру. Она возникла в те незапамятные времена, когда человек стал
использовать камень как первый инструмент — а булыжники, покрашенные красной
охрой и имитировавшие убитых зверей, помогали ему в репетиции охоты: древнейшей
религиозной церемонии людей. От этой древней веры в волшебство камней идёт
современная любовь к талисманам и легенды о сокровищах, приносящих их
владельцам удачу и власть над миром — которую первобытному человеку дал взятый
в руку кремень.
А дерево — давало кров и согревало. Оно хранило огонь, разгоревшись от
молнии, а потом — от разведенного костра. Некогда покинув деревья джунглей ради
простора саванн, люди освоили землю и стали почитать небо, заранее
предупреждавшее их об опасных переменах погоды. С неба спускались к человеку
боги: по древним поверьям, нередко по деревьям, связующим землю и небеса и
когда-то бывшими его домом (о чём говорят папиллярные узоры: линии судьбы на
наших ладонях, присущие лишь древесным животным — и человеку).
Почитанию камней и деревьев — сотни тысяч лет. Потому мы и сегодня не можем
лишить себя подсознательной надежды, что если завяжем ленточку на дереве близ
какого-нибудь святого места, нисходящее туда божество исполнит нашу просьбу.
Такие деревья есть по всему миру — но, быть может, только в Индии их можно
видеть прямо на улицах городов: и камни подчеркивают их святость. Такое дерево
может прорасти сквозь крышу храма или теснить ближайшие постройки — и никто не
подумает его срубать.
КУЛЬТУРА НЕНАСИЛИЯ —
ПЛАВНОЕ ТЕЧЕНИЕ РЕКИ ЖИЗНИ
Но ярче всего почитание окружающей природы проявляется в поклонении рекам.
Пуджа матери-Ганге проходит дважды в день — на рассвете и закате.
Священнослужитель внизу у воды, окружающие амфитеатром отвечают ему со
спускающихся к реке ступеней. Потом они нисходят к Ганге и опускают в воду
зажжённые свечки на тарелочках из листьев, украшенных цветами: за души своих
родных — совсем так же, как мы ставим свечки в церкви. Эта церемония столь
естественна, что трогает сердце любого, кто её видит: какой-то древней
простотой, возвращающей нас к душевной непосредственности и чистоте.
Ганга является средоточием и других церемонией. К ней часто выходят
праздничные процессии самых разных направлений индуизма: корни которых
составляют одно. Старинный культурный центр Ганги — Бенарес, который индусы
неизменно называют святым городом, известен ритуалом сжигания умерших: души
которых мать-река потом уносит к океану, принимая под своё покровительство
мертвых, как и живых. В алтарях Ганга изображается женщиной с двумя кувшинами
воды в руках. Она течет с гор — согласно мифологии, с небес — к океану: откуда
возникла жизнь и который объединяет своими водами всю землю, сливая души людей
в космическое единство. Символически, Ганга — река жизни, совершающая мировой
круговорот.
В её верховьях расположен известный город Харидвар: имя которого
переводится как "дверь в небеса". Рядом — Ришикеш: "город мудрецов". Согласно
легенде, семь мудрецов-риши некогда собрались, чтобы низвести Гангу с небес на
землю и основать в этом месте город, куда бы съезжались люди для обмена
духовной практикой: поэтому Ганга в Харидваре разветвляется на семь рукавов.
Раз в 12 лет в одном из четырёх главных городов Ганги проводится праздник
Кумамела: её материнские воды превращаются тогда в нектар бессмертия — в
мифологии тесно связанный с материнским молоком.
Куммела воскрешает миф о том, как боги пахтали океан, чтобы получить
драгоценный напиток — сому. Вместе с сомой возник яд, который выпил Шива,
отчего его шея стала синей: и недалеко от Ришикеша расположен храм Синей шеи.
На нём красочная скульптура показывает, как боги вращают мирового змея Шешу,
добывая напиток бессмертия, а из воды подымается богиня процветания Лакшми с
лотосом и месяцем в руках и учитель богов Брихаспати с чашей сомы.
Время праздника определяется астрологически. Он проводится во время
соединения Юпитера-Брихаспати, Венеры и Лунного узла-Раху: точки на оси
затмений Солнца и Луны. Точки затмений играют важную роль в индийской
астрологии, символизируя прошлое и будущее рождения. По мифу демону Раху
удалось напиться сомы прежде богов. Всевидящие светила заметили это и доложили
громовержцу, который рассек его тело пополам. Однако голова Раху уже успела
стать бессмертной, и демон в отместку глотает Солнце и Луну, если они
попадаются ему на пути. Таким образом эта астрологическая точка связана с
символикой бессмертия.
На праздник съезжаются тысячи людей, чтобы омыться в реке и пережить новое
рождение. Кроме тех, кто занимается духовной практикой профессионально, в
большинстве это люди пожилого возраста. Согласно древним индуистским традициям,
после юношеского периода ученичества и зрелой жизни в роли мужа и домохозяина,
наступает свободное время отшельничества и странствий, необходимое для познания
истины. По канону, оно занимает половину ж
|
|