|
которые показывают человеку неуничтожимость жизни как таковой и
утверждают его в своих идеях. А потому, что бы человек не делал, в процессе
творчества это мыслится для него нестрашным, хотя его козероговский
индивидуализм может оказаться и не во благо, что показывает нам история
человечества, символизируемая знаком Козерога и воплощающая человеческие
фантазии в мире Малькута. В этом аркане человек - строитель, подобный Соломону,
которому помогал строить храм демон Асмодей. Но есть время строить и время
разрушать.
ПЕ (число 80) - РАЗРУШЕНИЕ ПОЗНАНИЕМ (XVI-й аркан) - МАРС
Буква ПЕ происходит от иероглифа "рот". Она имеет форму закручивающейся в себе
спирали и это наводит на аналогию разумной человеческой души, которая для того,
чтобы сотворенное внутри было проявлено наружу, чтобы было высказано слово,
обращается вглубь себя. В "Зогаре" ключевое слово для этого цинарота - речь.
Но высказанное слово разрушает прежнюю внутреннюю целостность. В "Сефер Отийот"
ПЕ - это "рот, не имеющий глаз": когда человек видит могущество слова, он
молчит (как предыдущему цинароту айну сопоставляется молчаливое смирение), а
говоря, он перестает понимать смысл сказанного, так как при этом теряется та
его внутренняя целостность, которая давала ему возможность в творческой
процессе прикасаться к сути вещей так. И на картинке Таро изображена рушащаяся
башня, над которой сверкает глаз: целостность замкнутого и ограниченного мира,
над которым человек, поддаваясь искушению материи, обретает власть, разрушается,
когда он открывается внешнему миру. (Рис. 18) Молния, разрушающая построенную
им вавилонскую башню своего мира, открывает скрытое внутри.
Познание мира людьми всегда частично, как несовершенен и сам отдельно взятый
человек. Потому, чем больше человек знает, тем ближе он к сократовскому
пониманию того, что он не знает ничего. Горящий над башней глаз Бога,
открывающий перед человеком красоту неявного и мудрость скрытого ("Сефер
Отийот"), рушит его прежние представления о том, кто он есть и кем он хочет
быть. Говоря о тех тайнах, что он в себе постиг, человек видит разрушение
своего мира у себя на глазах, а имя Бога здесь - "искупитель". Тот, кто отрывая
людей от познания и непосредственного стремления каждого к собственному
мировому господству, сталкивающему индивидуальности, спускает их с небес на эту
землю. Опускание сознания человека в мир, исключающее возможность его
целостного бытия, сотворенного предыдущим цинаротом, возвращает нас к истории
грехопадения.
Цинарот ПЕ связывает Ход и Нецах. Мир чувств был целостен и совершенен, пока не
возникло сознание, которое простроило себе свое обособленное бытие. С этим
связано понимание греха - того абсолютного зла, что скрыто в человеке: зла его
мысли (Хода), отделенной от прекрасного и бессмертного в своем совершенстве
мира природы (Нецаха). Познавая мир мыслью, человек экстенсивно тратит время на
перестройку существующих форм мира (Ход, Меркурий), и это тормозит его
возможности просто устроить рай своего бытия, как это делают, например, пчелы и
муравьи, и создать некие совершенные формы существования (Нецах, Венера10).
С каналом пе, который явился тем путем эволюции, по которому сознание двинулось
к постижению самого себя, сотворив людей, соотносится моральный вопрос об
образовании и невежестве. Познавая, человек получает образование: но это
усугубляет груз его земного труда,- и планета свободной воли человека,
разрушитель Марс, нередко располагает его к тяжелой работе. Неведающего спасает
Бог, но он в некотором роде раб заложенной в него судьбы (которую явственно
показывает ему канал айн). Между этими двумя крайностями сложно найти середину,
но в человеке живет надежда, позволяющая ему балансировать между грехом и
рабством - это надежда на бессмертие.
Участь познания своей ограниченности не минует людей: на традиционной картинке
Таро с башни падают и король, достигший в жизни всего, и бедняк,
довольствовавшийся малым. Но только когда не остается никакой надежды,
возникает надежда на бессмертие. Душа познает ее, когда рушится башня ее
обособленного "я", спиралью закручиваясь внутрь себя и постигая мириады смыслов
и противоречий мира ("Сефер Отийот"), кроме того, единственного и уникального
смысла, который несет в себе собственная судьба человека, конец которой -
смерть.
В глубине души слово одно - высказанное, оно имеет мириады смыслов. Подобно
этому безграничен человек, в неопределимой свободе каждый миг начинающий свою
жизнь заново. Людям не очень важно, как он сам воспринимает себя: мир
воспринимает его совершенно не так, а каждый раз с разных позиций своей
многоплановой ситуации. Речи и языки множат смыслы слова, и человек живет в
разных людях, как в разных странах, вечной жизнью человечества. Человек
бессмертен, пока он жив. И он продолжает жить в них, когда умирает:
Бог-искупитель, своим активным вмешательством руша ненужные стены одиноких
башен человеческого сознания, возвышающихся над миром, и молнией зажигая в
людях импульсы единой мысли, искупает грех разделенности сознания на части,
формируя будущее единство людей. С каналом пе связывается понятие о потомстве,
обеспечивающем человеческое бессмертие на Земле.
Тип разума, связанный с эти цинаротом - волнующий дух творения и всякого
движения, которому подвержены орбиты: орбиты планет, управляющие движением
человеческой судьбы. И канал пе соотносится с изменением судьбы человека,
которая происходит, когда его прежнее "я" потеряло для него былую
привлекательность. Астрологически, Марс - личное нравственное начало человека,
доминирующее над судьбой, которое дает ему духовные импульсы и физические силы.
Пе - это движение Вселенной внутри себя, и внутреннее
|
|