|
циональных определений - поиск той
реальной почвы, на которой человек может вновь посадить зерно, взятое им из
долины в горы, чтобы потом вырастить из него новое древо жизни.
И с этим связано другое изображение этой карты: на ней Близнецы - это Адам и
Ева в раю.(Рис.8) Они противопоставлены друг другу: Адам изображается темным,
но за ним - древо жизни, а Ева светлой, но за ней - древо познания. И над ними
- ангел. В современной интерпретации, совмещающей оба традиционных рисунка,
изображены мужчина и женщина, и в женщину целится стрелой Амур, а над ними
простирает руки сам Бог, благословляющий их союз. Рядом с мужчиной стоит Лев -
символ огня, рядом с женщиной - Орел, символ воды - огонь может высушить воду,
а вода - залить огонь, но противоположные начала не вступают в битву друг с
другом: от смертельно ранящих стрел любви и от борьбы не на жизнь, а на смерть
Господь хранит молодых.
Цель их союза - это продолжение жизни. Зерно своего союза мужчина и женщина,
конечно, закладывают прежде всего в детей, связывая этим Бину, разум материи,
человеческую память самого глубокого уровня, с местом воплощения Тиферетом. Но
за жизнь отвечают мужской и женский принципы Хокмы и Бины, которые одновременно
заложены и в мужчине и в женщине, хотя мужчина несовершенен в женской роли, а
женщина - в мужской. Поэтому выше божественного покрова изображены две женщины,
причем над мужчиной женщина несовершенна: это та статуя Пигмалиона, которую он
пытается оживить. Консервативный принцип хранит их брак, и поэтому женщины
изображены выше божественного покрова.
А ниже мужчины и женщины нарисованы два ребенка - это то, что он и она могут
привнести в мир нового. Женский принцип - это сохраняющий принцип жизни,
мужской - трансформирующий ее принцип. При этом мужчина, разрушающий прежнюю
реальность, на карте Кровли изображен негром, так же, как и тот принцип,
который женщина пытается привнести в мир - негритенком, так как женщина,
исполняя консервативную функцию, подсознательно пытается обернуть историю
вспять. Негр и негритенок вместе сдерживают копье: происходит битва принципов
будущего и прошлого.
Брат-близнец негритенка светел, он стоит ниже мужчины, отражая его светлую
мечту, и вместе с женщиной держит чашу их будущей совместной судьбы. На чаше
изображен символ Святого Духа - голубь, и над ней сияют пять светлых лучей -
символ нового сотворения. Между мужчиной и женщиной нарисовано яйцо, которое
обвивает змея, и крылья вестика-Гермеса, готовые вознести в воздух их обоих.
Божественное имя здесь - чистый: союз двоих хранит чистота женщины и светлые
идеи ее мужа.
Более философским языком различие мужчины и женщины выражается так: "Сущность
мужчины есть Любовь (Хокма и сефироты Древа Милосердия), облик его есть
Премудрость (Бина и сефироты Древа Суровости). Сущность женщины есть
Премудрость, облик ее есть Любовь."9
Почему традиция уделяет такое внимание противопоставлению мужского и женского
начал? Потому что именно это разделение, отражающее изначальный дуализм Хокмы,
отца света, и Бины, скорбной бесплодной матери, символически считается
основополагающим. Это то противопоставление, которое присутствует во всех вещах,
хотя современному человеку, возможно, легче представить его как
противоположность бытия и сознания или как движение электронов,
противопоставленное силам гравитации, формирующим атом. И Каббала, пользуясь
теми простыми реалиями мира, которые нам непосредственно даны, пишет так:
"Всякая форма, в которой не имеется принципа мужественного или принципа
женственного, не есть форма высшая и законченная. Святой, да будет Он
благословен, не утвердил там своего пребывания, где эти два принципа не
соединены совершенно; благословения нисходят лишь туда, где это единение
присутствует, как мы поучаемся этому из слов:"Он их благословил и дал им имя
Адам в день, когда их сотворил, ибо даже имя человек не может быть дано иначе,
как мужчине и женщине, объединенным в одно существо."(Зогар)
ХЕТ (число 8) - КОЛЕСНИЦА ПРОТИВОРЕЧИЙ(VII-й аркан) - РАК
Соединение противоположностей в одном человеке - это то, что дает возможность
его самостоятельного существования, его независимой судьбы, обособленной от
судеб мира в целом. Но это и то, что окончательно выделяет его из изначального
единства Вселенной, отделяя его душу от мировой души и Бога. Поэтому следующий
цинарот, ХЕТ, последний из каналов, соединенных с тремя высшими сефиротами,
символизирующими единое сознание мира, иногда связывается с грехопадением.
Два варианта иероглифа, от которого образована буква ХЕТ, - это человек,
поднявший кверху руки, жест которого означает радость, или просто изгородь
сучьями кверху. Изгородь символизирует черезполосицу судьбы, состоящей из
темных и светлых моментов. Душа постигает свою разделенность на две части -
противоречивость мира, как ее дано видеть человеку в себе самом и собственной
судьбе, усугубляет отрыв души от себя самой - от своей изначальной целостности,
когда сознание не было противопоставлено бытию. Но в познании и принятии своей
судьбы душа находит выход из противоречивой ситуации и постигает возможность
синтеза крайностей. Поскольку такая возможность найдена, человек испытывает
радость от своей жизни и своего пути.
На карте Таро изображен Колесничий, сжимающий в руках диск судьбы.(Рис.9) Везут
его колесницу черный и белый сфинксы, которыми он по очереди правит. В его
руках нет поводьев: он правит колесницей внутренним движением своей души. Он
едет по полю боя, но, закованный в латы, не обращает внимания на убитых и
врагов, сосредоточившись на главном. Он понимает, что внешняя ситуация его
жизни зависит от внутренней: он сам определяет светлые и темные полосы своей
жизни. И во всех жизненных ситуациях его душа сама должна будет справиться с
управлением, а потому эта карта также называется Победитель.
Символизм изображаемой на карте Колесницы Осириса связан с образом колеса,
которое ка
|
|