|
|
400 |тельный,управ- |(Луна) |Абсолют |нность, | XXII|
|ляет планетами,| |(освоение)|возврат | |
|используя их | | |к един- | |
|разделение | | |ству | |
--------------------------------------------------------+
ПРИМЕЧАНИЕ К ТАБЛИЦЕ.
Существует два способа приблизиться к пониманию знания древних: условно их
можно назвать архетипическим и традиционалистическим.
Первый опирается на анализ тех истоков, которые породили эту традицию, выявляя
параллели между мышлением современного человека и мышлением древних. Поскольку
природа чувств и разума людей едина и за тысячелетия меняется не сильно, мы
можем найти в себе самих те основания, которые пробудили в людях толчок,
положивший начало этой традиции, и понять ее непосредственно в опоре на символы
и архетипы.
Второй подход, традиционалистически-ортодоксальный, опирается на силу предания
- и непрерывность линии передачи дает нам возможность проследить, как идея
преломляется от времени ко времени. При этом подходе, чтобы уменьшить колебания,
которые накладывает временной фактор на передачу традиции, важно максимально
охранять ее от привносимых временем влияний и фиксировать каждый шаг развития
традиции (что приводит к развитию ритуалов передачи, которые почитаются
священными).
Эти два пути раскрывают традицию с разных сторон: первый обращает нас к
внутреннему истоку, хранящемуся в каждом человеке, а второй - к опыту
проживания традиции многими людьми. Говоря образно, архетипический метод
представляет собой мост, соединяющий нас с другим берегом напрямую, а
традиционалистический - паром, подверженный течению реки, где мы вынуждены
держаться за веревку или зависимы от перевозчика.
За длительный период использования карт Таро возникали различные способы
соотнесения образов букв с образами карт, и в настоящее время существует
несколько традиций сопоставления символов Каббалы, Таро и астрологии. Данная
работа построена в опоре на архетипическую модель соотнесения образов и их
значений, то есть на первоначальный смысл символов, который заложен в самом
строении Мирового древа Каббалы.
В предлагаемой таблице символические характеристики первой буквы (алеф)
соотносятся с первым цинаротом, представленным в Таро картой "Шут", который
связывает между собой Кетер и Хокму спонтанным импульсом изначального
творчества. Такая система сопоставлений отражает исконную связь первого звука с
первым принципом. В традициях Таро большой след оставила поздне-средневековая
система соотнесения с первой буквой второго цинарота и аркана Маг, соединяющего
Кетер и Бину, где, таким образом, значения букв алфавита по отношению к арканам
сдвигаются на одну строчку вниз - что в данной таблице иллюстрирует графа
"значение арканов у Папюса". Такой сдвиг связан с западным, европейским
анализом мировоззренческой концепции Каббалы, где Отец-алеф понимается как
материальный организующий принцип - "Маг", а Мать-бет - как принцип трансляции
этого порядка в мир ("Жрица). Архетипическая же связь отражает глобальное
разделение мужского и женского принципов как творящего Духом ("Шут") - Отец, и
организующего Материей ("Маг") - Мать, и авторы придерживаются этого принципа.
Стремление следовать первоначальному порядку знаков Зодиака нашло отражение в
отнесении 8-го аркана ко Льву, а 11-го - к Весам. В поздних интерпретациях их
значения переставлены по внешнему сходству: соответствующая образу Правосудия
карта Льва сопоставляется с Весами, а карта Весов, на которой изображена
девушка, укрощающая льва - со знаком Льва. На самом же деле суд Фемиды
подразумевает львовское понятие совершенства человека, объемлющего мир в
гармонии Хеседа и Гебуры, связанных между собой этим цинаротом: всеохват мира
возможен только в гармонии частей целого - отсюда символ весов. А укрощение
природы не грубой силой, но мягкими методами, подобно тому, как ласка девушки
подчиняет себе льва, отражает зодиакальное предназначение знака Весов, знака
культуры и цивилизации.
Также естественный порядок арканов нарушают более современные перестановки -
например, замена 4-го аркана "Император" (Овен) на 17-й (Водолей), возникающая
тогда, когда знаку Водолея начинает приписываться значение самостоятельности
человеческого духа, которого этот знак первоначально не имел. Водолей никогда
не претендует на роль императора, всегда находясь немного в отрыве от земли и
пренебрегая своим "я", как и личностями других людей - но в связи с идеей
начала эры Водолея, оформившейся в конце ХIХ века, этот знак приобретает
первостепенное значение, что и выразилось в стремлении переставить его поближе
к началу.
Изначально 12 знаков Зодиака просто последовательно сопоставлялись с 12-ю
"простыми" буквами иврита. Но если в отношении знаков Зодиака достаточно
бесспорным критерием может служить их последовательность, то она почти не дошла
до нас в том, что касается соотнесения образов Таро и букв с планетами, хотя
первоначально планеты также были сопоставлены этим образам по порядку. В графе
"астрологическое значение" таблицы в скобках приведены более древние
соотнесения букв с зодиакальными значениями. Они связаны с "двойными" буквами
системы иврита, которые произнос
|
|