|
к палеолиту, и корни их теряются в элементарных
представлениях о природе, которые существовали столько, сколько сам человек.
АРХЕТИП РЫБ
(Нептун, планета подсознания)
Праобраз изначальных вод
История людей как вида насчитывает 4 млн.лет6. Из них лишь 8 тысяч лет
(1/500 часть времени) существует письменность, фиксирующая эту историю. 499
пятисотых остаются покрыты мраком времён, о которых могут рассказать лишь
археологические раскопки. Они говорят о том, что и сам человеческий язык
существует не так много — 350 тысяч лет (1/12 часть времени формирования
человечества). А активное мышление существует дольше: первые орудия у людей
появились 2,5 млн. лет назад, и лишь 700 тыс.лет назад начала образовываться
речь. Значит, долгое время человечество мыслило ... без языка. Гораздо дольше,
чем оно мыслило словами.
И в каждом из нас осталась эта древняя привычка — думать без языка. Где-то
очень глубоко, в обширных сферах подсознания, которые охватывают островок
сознания подобно тому, как океан омывает землю, в нас живёт телесный разум,
хранящий память обо всей ненаписанной истории. В первые дни жизни он формирует
улыбку ребёнка и другие эмоциональные, но бесспорно человеческие реакции
бессловесного существа, которое становится человеком ещё до того, как рождается
на свет. Такой бессознательный, но активный способ восприятия мира соотносится
в астрологии со знаком Рыб и планетой Нептун. Она описывает подсознание и
непроявленную историю человека, подобную жизни ребёнка в утробе матери.
Архетип Рыб обращает нас к самому истоку человеческой истории. В организме
планета Нептун относится к ступням ног, более активных у обезьян, чем у
человека. На ступнях ног и ладонях рук есть активные точки, связанные со всеми
органами тела,— и узоры, по которым гадатели определяют судьбу. Эти узоры,
свойственные древесным жителям, хранят историю тех времен, когда предки людей
ещё жили на деревьях. Планета Нептун — это историческая душа и наша психика,
основу которой являют глубины коллективного бессознательного. И ей
сопоставляется мифологический образ океана, в котором некогда возникла жизнь.
Откуда же возник мир, согласно древнейшим представлениям людей? В
непосредственном мышлении человека образ начала всего неотделим от природного
процесса рождения. И самый древний мифологический образ — это образ Матери,
рождающей людей и все силы природы, которые впоследствии начинают мыслиться
богами. Наиболее архаичные из найденных статуэток (30-15 тыс. до н.э.) часто
изображают полную женщину с большими грудями: олицетворение мощи изначального
материнства. Они возникают уже в период появления человека современной телесной
организации (40 тыс. до н.э.) — и это время можно считать кульминацией архетипа
Рыб, с которого и дошёл до нас древнейший мифологический образ великой
Праматери.
В астрологии Рыбы — знак стихии воды. Мы сегодня знаем, что жизнь
зародилась в воде. И мифы всех народов также представляют колыбелью жизни
первозданные воды, которые потом фиксируются в устойчивый образ Матери-МОРЯ.
Этот образ доносят до нас аккадская праматерь Тиамат ("море") или шумерская
богиня океана Намму ("мать"), эскимосская Имап-Инуа ("море-мать") или Мамакоча
("мать-море") индейцев Перу. В основе культа Великой матери, которой некогда
поклонялись все народы, лежит человеческий процесс рождения ребенка: развития
плода в лоне матери. Но расширяя свой взгляд на мир, древние перенесли эти
представления на Вселенную, истоком которой тоже предстало чрево праматери-моря.
В новые времена туманное восприятие прежних эпох, удачно названное
австралийскими аборигенами "временами сновидения", стало видеться как Хаос у
греков и неоформленное смешение Хуньтунь у китайцев, что дало мифам о
пра-состоянии мира философскую глубину. Люди познакомились со страшной силой
лелеющей жизнь водной стихии, породившей мифы об ужасном облике праматери (так
Тиамат предстала семиглавой гидрой) и чудовищах, населяющих глубины океана
(Медуза, Химера, Ехидна греческой мифологии). О скрученности первозданного
хаоса напоминает имя семитского морского змея Левиафана — "свернувшийся". В
скандинавских мифах мировой океан предстает как змей Ёрмундганд, опоясывающий
землю своим телом. Подобные чудовищные образы и бессознательный страх перед
ними рождают глубины подсознания Нептуна, когда их не освещает свет разума.
Впоследствии море обретает свои мужские божественные ипостаси, сперва
подчинённые всеобъемлющему женскому материнскому началу. Так, имя греческого
Посейдона переводится как "супруг вод Земли", а имя иранского Апам Напата
означает "сын Вод". В поздних мифах морские боги нередко претендуют на
изначальное мировое господство, но уже не могут сравниться с древнейшей
праматерью, отражая лишь бури океана, угрожающие жизни людей. Они выступают как
мятежники, и бог нового, устроенного и упорядоченного мира одерживает победу
над ними, как Зевс — над Посейдоном, или Мардук — над Тиамат: творя свой мир из
её тела.
Теряя свой хаотический облик, а вместе с ним и изначальную силу, бог морей
уходит на покой, подобно греческому праотцу Океану, и занимает в пантеоне богов
последнее место, как египетский отец богов Нун. Ущербность морского бога в
созданной из Хаоса Вселенной отражается в пассивной жизненной позиции знака Рыб,
всегда остающихся немного вне этого мира. Но это дают им возможность связи с
вечностью и прикосновения к неведомым тайнам, символом которых для нас до сих
пор
|
|