|
аже Зевс, утонув в
потоке его жалобных речей. И парадокс здесь в том, что именно он, бог языка,
выступает вестником богов, посредником между царем богов и людьми — которого
можно найти в любой развитой мифологии. Слова обманывают нас — но они лучше
всего хранят и передают информацию.
Изобретательность бога красноречия, которой славился германский Локи,
любивший дурачить богов и великанов и как-то в шутку нарушивший с трудом
установленный между ними священный мирный договор, уподобляет его культурным
героям. Всё это делает бога-обманщика, наряду с прародителями-близнецами, самым
древним автопортретом человечества — попутно демонстрируя нам возникшее у
древних чувство юмора, которым в астрологии заведует планета Меркурий. Согласно
логике архетипов, средний неандерталец, несмотря на свой ум, смеяться не умел,
как не умеют этого животные. Лишь человек нашего типа смог взглянуть на себя со
стороны.
Как ни странно, интеллект в мифах проявляется прежде всего как хитрость. И
в ведение бога-трюкача попадает вся ментальная сфера деятельности человека. Это
счёт и письмо, и самые новые отношения между людьми: обмен предметами —
торговля, которую мы связываем с именем римского Меркурия и которая
существовала уже в ближневосточных "агрогородах". В X тыс. до н.э. в загросский
поселок Шанидар с севера доставляли обсидиан, а с юга — битум, используя их для
изготовления инструментов. В VII тыс. из Сирии в Месопотамию пришла традиция
строить вместо круглых более простые прямоугольные дома. Анатолийцы передали
своим соседям умение обжигать керамику, прясть и ткать. В VI-м тыс. Кипр освоил
морские пути. В V-м — Киликия, плавившая медь, оказала влияние на Месопотамию и
положила начало халколиту — предшественнику бронзового века. И всё это
благодаря торговым связям! В те времена в обмене уже участвовали Кавказ, Индия
и Средняя Азия.
Как видно из этих примеров, торговля имела колоссальное значение для
развития культур задолго до появления письменности. И уже в те времена владение
языком и счетом — и свободная манипуляция ментальными представлениями о вещах —
были необходимыми условиями обмена. Разнося по миру весть о том, где и как
живут люди, культурный обмен способствовал развитию городов-государств и
обозначил границу между первобытной и древней культурами. Если первая была
прежде всего связана с особенностями территории (растущих на ней злаков,
пасущихся животных и ископаемых металлов), то вторая вбирала достижения всего
населенного мира. Попутно развивался интеллект с его практической хваткой,
смекалкой и восприимчивостью к информации. И совершенствовались языковые
способности: недаром традиция связала бога торговли Гермеса или вавилонского
Меркурия Набу с наделением людей различными языками! Вероятно, тогда же
сложился облик человека, каким мы его сегодня знаем: возникла хитрость нашего
ума, готовая обойти все преграды предначертания, своей судьбы и самой смерти.
Ей уже в совершенстве владеет библейский Исаак, одурачивающий своего
брата-близнеца Исава, заставляя его променять священное право первородства на
чечевичную похлёбку.
Бог речи, вестник богов, перестает обманывать нас и становится серьёзен,
лишь когда он выступает хранителем знаний. Тогда роль создателя и покровителя
письменности связывает его с мудростью всего человечества. Таков египетский
писец Тот, автор "Книги живых" и "Книги мертвых". Обеспечивая взаимосвязь двух
половин реальности: жизни и смерти, внешнего и внутреннего мира,— он
сопровождает души в царство мертвых, оберегая их на пути к неведомому, как
Гермес-психопомп и другие боги-меркурианцы. Так интеллект служит проводником
сознания в потустороннюю реальность души, позволяя человеку постичь самого себя.
Неслучайно с Тотом-Гермесом связано парадоксальное утверждение: "что наверху,
то и внизу, что внутри, то и снаружи", ставшее основой тайных учений античности
и средневековья и отражающее суть астрологического описания реальности.
Появление письменности в наиболее древних цивилизациях относят к VI-IV-му
тысячелетию до н.э.— прецессионной эре Близнецов, которую можно считать
кульминацией этого архетипа и толчком к созданию мифологических образов
вестника богов и первых людей. Шумерское и египетское письмо датируют 4-м,
индийское — 3-м, китайское 2-м тысячелетием до н.э. В древности написанное (а
ещё раньше и сказанное) мыслилось священным, что доносит до нас великую роль
письма в сохранении прежней — и начале новой истории. Сейчас каждая религия
имеет свое священное писание, и при попытке осмыслить мир по-новому в
человеческой культуре возникает книга.
Более новая фиксация знания, на которую хочет положиться современный ум,—
это математические формулы. Одновременно это и самый старый способ, потому что
развитие интеллекта начиналось со счета, и письменно фиксировался сначала счет
дней, а потом уже факты жизни. Число в основе всего — типично близнецовское
видение мира, и если оно не является упрощенной подменой действительного
понимания, то остается более чистым и непосредственным способом судить о вещах.
Цифры и формулы дают больший простор меркурианскому воображению, чем
доказательство, изложенное словами.
Возникновение письма способствовало дальнейшему развитию человеческого
интеллекта и возвышению роли образования. В Шумере слово "писец" стало почетным
званием образованного человека. Запись мифических преданий положила начало
ментальному постижению мира, и это привело к созданию особой культурной сферы —
науки. Уже в конце III-го тыс. до н.э. в Шумере школа, первоначально готовившая
писцов и землемеров, превратилась в научный центр, где изучали все
существовавшие тогда отрасли знаний: математику, право, грамматику и литературу,
пение и музыку, медицину, зоологию и ботанику, составляли списки терминов и
словари. Достижения записанных знаний Вавилона легли в основу древнегреческой
науки и сформировали би
|
|