|
н в организме управляет костями
и кожей -- основой и оболочкой тела, наиболее прочными его частями, создающими
его материальную форму, которую питание поддерживает. И если Козерог имеет
время прислушаться к своей душе, то услышав в ней зов Пана, он закончит свои
дела и последует ему без колебаний.
Мы сегодня с радостью празднуем Новый Год, доставшийся нам в наследство от
сатурналий и скрашивающий темное холодное зимнее время, требующее от человека
максимальных затрат энергии даже просто на обогрев своего тела. В давние
времена, когда сознание человека не было способно охватить отрезок года, люди
испытывали страх перед тем, что Солнце может не вернуться -- который потом
перерос в священную радость по поводу повторяемости циклов бытия. Но наша
психика до сих пор тяжело переживает знак Козерога, и древние опасения, что
питания не хватит, и смерть придет не только за природой, а и за людьми, были
вполне оправданы не только с практической, но и с психологической точки зрения.
Еще в недавнее время наши предки стремились под Новый год обмануть "косую",
сами наряжаясь чертями и другими жуткими духами смерти и для пущей надежности
хороня "покойника", чтобы убедить смерть, что ей тут уже делать нечего. Как и
мы, они не до конца полагались на судьбу и стремились ее улучшить: ведь
фундаментальные законы природы предоставляет людям только самый тяжелый,
"роковой" вариант проживания жизни такой, какова она есть.
В мире Сатурна все сотворено и поддерживается своими руками, и здесь
предначертанность является благом: в календарные сроки светило вернется, а
зерно прорастет и созреет. Поэтому начало нового солнечного года стало для
человеческого рода самой знаменательной датой. Но не только календарные вехи
отразили познание человеком определенных законов земного бытия. Понятие о
конечности всего, которое сопутствовало познанию цикличности, повело также к
появлению сезонных жертвоприношений. С помощью них человек стремился поддержать
силы гибнущей природы и обеспечить их будущее возрождение -- согласно принципу
"дашь на дашь" или закону сохранения энергии, понимаемому совершенно утилитарно,
со всей свойственной для знака Козерога материальностью. Чтобы получить, нужно
отдать: само земледелие формирует такое представление. Отдавая, человек знает,
что обретет: вложенный в поле труд соответствует урожаю. На основании той же
логики совершал ритуал жертвы Зерван, прежде чем родить Ормазда. Такой
рационально-фаталистический способ осознания реальности, соответствующий закону
сохранения энергии, планета Сатурн отражает и сегодня.
Боги Земли, чтобы поддержать плодородие этого отделенного от безудержно
рождающих сил Хаоса раз и навсегда ограниченного мира, требовали жертвы и сами
приносили ее, как Илу принес в жертву богу земле своего сына Молоха ("царь"),
которому впоследствии люди, по примеру своего бога, тоже стали приносить в
жертву детей. С таким жертвоприношением перекликается образ пожиравшего
младенцев Кроноса. Ритуальное убийство асуров, которым вершила Дурга, также
именуется жертвоприношением, в чем можно увидеть остатки ее
раннеземледельческого облика. Чтобы увеличить плодородие пашен богини Земли
Тари Пенну, после ритуальных молитв в клочья разрывали раба и разбрасывали
части его тела по полям. В Риме во время зимней консервации зерна залогом
будущего плодородия служило жертвоприношение в честь Сатурна. Так серп Сатурна,
срезающий урожай, действительно превратился в косу смерти (которую традиционно
видело в этом символе средневековье).
/В облике богини: такой, как греческая Гея, питающая силой непобедимого Атланта,
или индийская Притхиви, несущая на себе тяжесть гор,-- до нас дошло древнее
обожествление Земли. Это соответствует тому, что Козерог -- женский,
матриархальный знак, и для ранних земледельцев важно было развить в себе ту
последовательность и трудолюбие, которые мы соотносим с женскими свойствами
характера. Но эволюционный шаг сознания: переход к земледелию и
жертвоприношение природе с целью помочь ей соответствовать циклическому
процессу времени -- вновь отражают мужские образы: такие, как Сатурн или
семитский "отец годов" Илу, принесший в жертву Молоха, ставшего страшным
символом жертвоприношения как такового. оставить в предисловии?/
Как видно на примере царя Молоха, сначала в жертву приносился наиболее
достойный -- перворожденный сын или царь. Впоследствии его заменили наименее
нужным обществу преступником или рабом, которого по традиции переодевали в царя.
Поэтому, как показал Фрезер в книге "Золотая ветвь", карнавал сатурналий имел
чисто практическое значение задолго до того, как начались воспоминания о
прежних временах золотого века (которые астрологически относятся к мифологеме
Луны). Конец римских сатурналий откровенно указывает на роль жертвы: он
посвящался богине Ангероне, которую изображали с запечатанным ртом в честь тех,
кто безмолвно терпит страдание. Но кровавый финал переодевания, как и серьезная
земледельческая подоплека, видимо, не делали праздник менее веселым. Это
жертвоприношение было введено рационально, под ясным небом, для поддержания
природного изобилия, и оно не должно пугать современного человека как что-то
темное и тайное, вызванное хищными инстинктами наших предков: в данном случае
их подвел их интеллект. Впоследствии человек нашел возможным поддерживать
ресурсы материального мира другими способами, хотя до сих пор не обрел
уверенности в завтрашнем дне: чтобы жизнь не замерла, бог упорядоченного мира
требует жертв.
|
|