|
нности области применения ума, и особенно логики, - она
торжественно провозглашается представителями поэзии в широком смысле
("лириками"). И действительно, пытаясь логически анализировать душевные
состояния людей, мы часто вынуждены довольствоваться грубыми схемами, которые
явно неадекватны.
Примечательно, однако, что подобная ситуация распространенна, в особенности
если иметь в виду материальность мысли, то есть ее способность непосредственно
воздействовать на феноменальный (наблюдаемый) мир. Характерно, что материалист
Фрейд сформулировал аналогичный вывод в результате многолетнего изучения
неврозов навязчивости. Он пишет, что навязчивая идея, находясь глубоко в
подсознании, ведет себя так, как будто она существует реально. Совершенно
естественно, что такая грубая сила, которая в состоянии изменять даже
материальный мир, не может служить тонким инструментом исследования тайных
состояний души, высшего религиозного познания и т. п.
С другой стороны, археологические раскопки ведутся сначала бульдозером, затем
лопатой и только потом уже кисточками. Археолог, вооруженный только кисточкой,
рискует не найти ничего. Автор позволит себе сравнить логику с бульдозером, ум
- с лопатой, а трансцендентные интуиции - с кисточкой.
Разумеется, человек высокого духовного уровня может пользоваться исключительно
интуицией. Однако автор полагает, что если такой человек захочет, то и обычный
ум будет к его услугам; а может быть, он был "умным" в предыдущем воплощении, и
теперь осваивает иные инструменты.
Так что если не надеяться на свое высокое духовное начало, то начинать изучение
объекта лучше с формально-логической схемы, потом следует содержательный анализ,
то есть выявление всех видимых связей и структур, а уж только потом стоит
добиваться мистического ощущения единства данного объекта и искать в нем Бога.
Предположим теперь, что мы дошли до такой стадии изучения объекта, что
различные мысли о нем стали нас навещать. Как к ним относиться? Первая стадия
характеризуется безумной любовью к каждой из пришедших (после долгого ожидания
и бесплодных усилий) мыслей. Так смотрит начинающий художник на свою первую
картину. Указанное чувство (любовь) означает, что мы на верном пути, то есть
духовно (в данном случае - умственно) растем, но вовсе не означает, что
появившаяся мысль правильная и умная. Скорее всего, эта мысль не только глупая,
но еще и чужая, когда-то давно в процессе обучения услышанная, затем забытая, а
теперь всплывшая в голове. Убедившись в этом обстоятельстве, продолжаем
размышлять, соотнося появляющиеся мысли с тем, что нам уже известно, и стараясь
вычленить то новое, что в них содержится. Терпеливо дождавшись появления в
самом деле оригинальной мысли (и сопутствующего мимолетного ощущения чистого
счастья), мы пытаемся пристроить эту мысль в уже существующую систему наших
представлений об объекте. При этом систему приходится перестраивать, менять
систему связей и т. д. Получив новую систему представлений об объекте, полезно
сравнить ее с предыдущей с двух точек зрения: какая модель адекватнее и какая
более компактна, то есть больше соответствует бритве Оккама. При этом следует
иметь в виду, что расширение модели допустимо лишь при одновременном
значительном увеличении ее адекватности. И скорее всего придется перебрать
много оригинальных мыслей, пока не появится что-то путное.
Написанное выше является примером того, как можно использовать ум при работе с
откровениями (в форме приходящих мыслей). Несколько сложнее обстоит дело с
откровениями морального, этического и мировоззренческого характера. Но и здесь
общий принцип тот же: не следует считать, что первая мысль, первое откровение -
истинны. Скорее всего наша интерпретация неточна. Думайте, сопоставляйте вопрос
с ответом (откровением) и стремитесь найти такую интерпретацию откровения,
которая в наибольшей степени увеличивает ощущение единства и гармонии мира.
Жизнь как выбор
Обычно понятие творчества относят к небольшому числу занятий человека, к так
называемым творческим профессиям: писатель, художник, ученый и т. д. Во всех
остальных занятиях предполагается в лучшем случае элемент творчества. Однако
творчество есть не что иное, как высший вид проявления свободы воли, и в этом
смысле свойственно человеку в любой ситуации выбора. Творчество есть постоянное
занятие всех людей: все они живут, то есть, проявляя свободу воли, творят свою
судьбу. Вся разница в том, сколь часто, как и по каким поводам производится
выбор.
Жизнь человека в основном состоит из рутинных, многократно повторяющихся
одинаковых процессов (чистка зубов, поездка на работу и т. п.). Человек,
совершая такие рутинные действия, может даже не включать в них работу сознания,
что, конечно, экономит ему умственные усилия. Однако в это время он не живет, а
существует, подобно механизму. Жизнь как творчество происходит тогда, когда
человек прокладывает новые пути: учится, выбирает.
Учиться и совершать выбор для человека трудно, неприятно и нередко ведет к
стрессам. Это известно давно. Однако даже для того чтобы просто поддерживать
существование, и учиться, и выбирать в какой-то мере необходимо. Можно, конечно,
стремиться максимально свести свою жизнь к рутинным действиям. Это путь И.
Обломова; для него, однако, требуется определенная материальная обеспеченность.
И поскольку для нас этот путь недоступен, попытаемся разобраться в том, почему
же выбирать так трудно и неприятно.
Неприятно потому, что трудно. Но не только поэтому. Неприятность заключается
еще и в том, что человек ощущает ответственность за свой выбор и при этом
неуверенность в нем. Каков же выход? Надо переложить тяжесть решения на других.
Можно на близких, но лучше на Бога. Голос Бога звучит, как известно, в нашей
душе, и мы прислушиваемся к внутренним голосам. Но увы! Их несколько, каждый
взволно
|
|