|
ывчатыми, что перестают хоть как-то ограничивать множество потенциально
возможных явлений, в чем, собственно, и заключается суть любого закона: он
среди всех мыслимых (потенциально допустимых) возможностей выделяет узкий класс
тех, которые фактически могут реализоваться. Поэтому надежда на существование
полной системы глобальных законов пропадает.
И тот факт, что, несмотря на это общеизвестное обстоятельство, люди продолжают
с энтузиазмом заниматься наукой, свидетельствует о чисто мистическом
подсознательном ощущении, что единый, настоящий и полный Закон природы
существует и его открытие очень важно, и притом не только для общества, а для
данной конкретной личности. Как обычно, ощущение правильно, ошибочна
интерпретация; вызывается же это ощущение как раз единством мира.
Чувственное познание и единство мира
Ум, создавая модели действительности и реализуя тем самым принцип "экономии
мышления", в то же время отгораживает нас от этой самой действительности. Есть,
однако, путь познания, заключающийся в выключении ума и непосредственной
настройке всех органов чувств на объект. Мы, забывая о себе, погружаемся в
ландшафт, настраиваемся на собеседника и т. п. И всегда по достижении
определенной степени концентрации возникает один и тот же эффект: мы начинаем
воспринимать объект как единое целое и включаем его в себя; детали пропадают,
но информация, которую они доставляли, не исчезает, а лишь определенным образом
трансформируется. Пока этого не случится, человек испытывает неудобство,
беспокойство, чувство "непонимания", невосприятия. Таким образом, воспринимать
по-настоящему можно только целостностный объект, так что, когда мы стремимся
воспринять мир в целом, нам необходимо, чтобы он был единым. Именно это
ощущение (обычно подсознательное) ведет к постоянным попыткам преодолеть
видимые противоречия мира, то есть как раз те моменты, которые мешают видеть
его как единое целое.
Прежде всего это всевозможные двойственности: свобода и необходимость, добро и
зло, гармония и дисгармония, объект и субъект, любовь и ненависть, Бог и
человек. Пока мы не снимем эти противоречия, нет надежды познания мира.
Искусство
Всякая гармония есть проявление единства мира. Поэтому искусство можно
определить как специфическую попытку выразить единство мира определенными
средствами (стихами, красками и т. д.). Все попытки формализации эстетики
терпят провал именно потому, что для того чтобы понять искусство, следует
прежде понять единство мира, и никак не меньше.
Глава 2
Свобода воли и творчество
Откровение
Всякое понимание является результатом откровения. "Усек", "дошло" - слова,
которыми человек выражает то обстоятельство, что он только что общался с Богом.
Принято думать, что откровения, прозрения и тому подобные состояния свойственны
немногим выдающимся личностям, в то время как разница между ними и остальными
людьми лишь количественная, а никак не качественная. Человек, который после
изрядного труда понимает фразу на иностранном языке (или на родном), испытывает
те же чувства, что и поэт, который наконец находит строчку; отличие заключается
лишь в интенсивности переживаний.
Распространено мнение, что высшие достижения человеческого ума и искусства
создаются "с Божьей помощью" или даже "продиктованы сверху", как сейчас принято
говорить. Однако это же относится и к любой мысли любого человека, и к любому
стихотворению последнего графомана - качественной разницы здесь тоже нет.
Естественное возражение: существуют же неверные и даже глупые мысли и никуда не
годные стихи. В ответ автор мог бы сослаться на дух концепции Веданты (глупость
есть низшая степень ума, зло - низшая степень добра и т. п.), но суть в том,
что субъективные ощущения бездарного поэта и дурака в момент творчества
(например, создания стихотворной строчки или самостоятельной мысли) не
отличаются от соответствующих ощущений их более способных собратьев. Здесь
автор подчеркивает, что понимание не то что "глубинного" смысла текста, но даже
и просто любой фразы требует мистического откровения, хотя бы и небольшого.
Теперь на тему о том, можно ли править рукописи. Представление о творчестве как
откровении противоречит концепции свободы воли. Откровение приходит, когда мы
направляем свое внимание на определенное место в тонком мире. Получая оттуда
ответ (в виде откровения) и видя, что он нас не вполне устраивает, мы
корректируем вопрос, соответствующим образом изменяя направление внимания,
получаем следующее откровение и т. д. Человек талантливый тем и отличается, что
умеет, получив ответ-откровение, понять, что именно в его вопросе было не так,
и после этого скорректировать его в должном направлении (а также порой изменить
интерпретацию ответа). Проблема плохих стихов и глупых мыслей заключается,
следовательно, не в том, что строчки или мысли плохие, а в том, что автор
интерпретирует их как ответ на один вопрос, в то время как в действительности
вопрос был совсем другим. Мало кто умеет задавать ясные вопросы, а уж вопросы
Богу тем более, благо, Он и так (по идее) все понимает; так стоит ли удивляться,
что неправильно трактуется ответ?
Так что рукописи править можно. А вот как сделать, чтобы глупые мысли в голову
не лезли, а все больше умные? Или хотя бы оригинальные?
Ум и логика
Многие богословы и мистики отводят человеческому уму незначительное место.
Однако он существует, а Кант даже утвердил априорный характер логики, стало
быть, определенная роль этим предметам предначертана.
Что касается огранич
|
|