|
венную грудь у
колыбели голодающего дитяти" (К. Прутков).
И, наконец, четвертая задача семьи - воспитание появляющихся детей. И здесь
(как и при встрече с любым человеком или явлением) основная задача - понять.
* * *
Читатель может спросить: почему автор все время настаивает на познании мира и
почти ничего не говорит о воздействии на него? В современной западной культуре
имеется сильный перекос сознания в сторону активного поведения. Позиция "желать
- действовать - добиваться" должна быть не первичной, а вторичной по отношению
к позициям "посмотрел - увидел - осознал - понял" или "возжелал - разобрался в
причинах своего желания - изменил свои цели". Кроме того, воздействие на мир
должно быть гомеопатичным, но время, место и способ действия выбраны очень
тщательно. Сил-то у человека мало, зато хаоса в мире много.
* * *
О выращивании детей принято писать с позиции интересов детей; в то же время
этот процесс ничуть не менее важен с точки зрения воспитания родителей.
Известно, что воспитание детей требует, в первую очередь, самовоспитания
родителей; однако с кармической точки зрения вторая задача вполне может
рассматриваться как самостоятельная.
Зачастую появление собственных детей - первое жесткое кармическое испытание
человека. Начинается проверка юношеских идеалов, того, о чем Гоголь писал: "О
моя юность, о моя свежесть!" На плечи ложится настоящая тяжесть -
ответственность за жизнь "малых сих". Увеличивается нагрузка. Подсознание
реагирует однозначно - сужением круга интересов, фактически - сужением сознания.
Мировые проблемы, товарищи, профессиональные амбиции - все несколько блекнет,
кое-что обращается в дым. К тридцати годам угар слегка рассеивается и
происходит (часто в форме кризиса) осознание фактически перестроившейся со
времени юности картины мира и жизненных позиций. Диспозиция основных эгрегоров
- семьи, работы, эгоического и остальных - более или менее проясняется.
* * *
Первая роль семейного эгрегора - он требует, вообще говоря, гораздо более
интенсивного и ответственного служения, чем остальные. Детей, когда они сильно
надоедят, на антресоль не сложишь и на других не обменяешь. Это школа, с
которой мало что может сравниться. Людям, которые ее проходят, она дает чувство
ответственности, умение систематически трудиться и блокироваться от чего угодно.
Последнее умение очень ценно - оно повышает уровень концентрации, но
одновременно является большим искушением, поскольку можно ненароком так
загородиться, что не заметишь своих кармических задач.
Вторая роль семейного эгрегора - он учит групповой работе. Он формирует
ответственность перед группой (семьей) и учит находить свое место в группе -
это простейшая модель общей ситуации человека, ищущего свое место в мире. В то
же время он представляет сильнейшее искушение, ибо с появлением детей эго,
впервые выходя за пределы личности, бесчинствует несказанно.
Третья роль семейного эгрегора - он демонстрирует родителю модель эволюции в
миниатюре. Наблюдая день за днем за развитием своих детей, он может получить
неожиданные ответы на самые разнообразные вопросы, его интересующие... если
умеет смотреть: эгрегор часто говорит на языке символов, подобно подсознанию в
сновидениях.
И наконец, быть может, главная, четвертая роль семейного эгрегора - он
вынуждает человека заниматься воспитанием своих детей, в ходе чего с ним (часто
помимо его воли) и происходят важнейшие изменения и расширение сознания. Весь
следующий пункт, посвященный проблемам воспитания детей, можно читать с двух
точек зрения: с точки зрения того, что нужно ребенку, и с точки зрения того,
какое воздействие на родителя оказывает та или иная ситуация и какие изменения
в нем предполагает эгрегор.
Воспитание детей
Как утверждают индийские мудрецы, ребенок есть чужая душа, данная родителям на
воспитание. Душа не совсем, конечно, чужая - между родителями и детьми всегда
есть кармическая связь - но уж точно не своя, то есть не являющаяся полной
личной собственностью. Возможность осознания своих кармических обязанностей по
отношению к ребенку прямо зависит от эволюционного уровня родителя, а степень
этого осознания непосредственно влияет на эффективность воспитания и жизнь в
семье. Эгрегор каждый раз ждет от родителей чего-то вполне определенного, и
ошибки обходятся очень дорого.
Обязанности родителей перед детьми можно условно разделить на две группы:
первая группа касается защиты от внешнего мира и поддержания существования,
вторая группа относится к обучению.
Защита. Каждый ребенок рождается с определенной кармической программой, и в
момент зачатия ему открывается канал связи с его высшим кармическим эгрегором,
который и обеспечивает ему защиту, иногда с помощью родителей, иногда без них.
В судьбе любого человека (и не только в детстве) этот эгрегор предусматривает
определенный уровень безопасности, каковой и поддерживает: старания чересчур
заботливых родителей поднять этот уровень выше предусмотренного эгрегором
всегда неэффективны и обречены на неудачу: на какой-то момент их бдительность
угаснет, и ребенок (с их точки зрения) опять лишь "чудом" избежит смертельной
опасности.
Навязчивое беспокойство матери по поводу ребенка, находящегося (временно) вне
сферы ее видимости, мешает эгрегору следить за ее отпрыском; гораздо правильнее
с ее стороны будет послать охраняющую мысль ("все будет хорошо") и предоставить
заботу эгрегору.
Здесь важно то, что в защиту ребенка включается (наряду с его высшим
кармическим эгрегором) семейный эгрегор. Чем последний энергетичнее, чем более
дружной, сплоченной и благожелательной является семья, тем выше ее устойчивость
и, в частности, тем меньше грозят ее членам разные мелкие и крупные несчастные
случаи, случайности и ве
|
|