|
у? Смогу ли я построить с ним устойчивую
(варианты: благополучную, счастливую...) семью? То, что сильная влюбленность не
является здесь ни необходимым, ни достаточным условием, общеизвестно. На что же
можно ориентироваться? Устойчивая совместная кармическая программа человека с
эгрегором (или другим человеком) может начаться бурным энергетическим всплеском,
а может возникнуть тихо и незаметно. Но она обязательно сопровождается сильной
связью, привязанностью, которая может проявляться в любой форме, но касается не
только поверхностных ментальных и эмоциональных состояний, но и тех глубин
сущности, которые эти состояния генерируют. Это может быть и любовь-жалость, о
которой много писал Достоевский, и просто чувство внутренней ответственности за
судьбу другого человека. Состояние "я жить без него не могу" не обязательно
сопровождает сильную кармическую связь - для нее обязательно ощущение "он без
меня не сможет прожить" (иногда, в более гармоничных случаях, человек
испытывает оба чувства и тогда одно из них может в сознании вытеснить другое;
разобраться при этом в своих ощущениях бывает довольно трудно, особенно в
молодости, когда человек знает себя еще довольно плохо; но эгрегор никогда не
ставит совсем простых задач).
Другой признак сильной кармической связи - естественность событий: они
(субъективно) происходят так, как будто иначе и быть не может, совершенно
естественно, хотя внешне могут показаться довольно экстравагантными. Более того,
многие проблемы решаются сами по себе, а другие, и довольно существенные,
почему-то просто не возникают. И жизнь течет как будто быстрее.
* * *
Нелегко читать книгу кармы, трудны ее письмена... есть, правда, один легкий
намек. Как бы ни закручивались события внешнего и внутреннего мира человека,
цель их одна - чтобы человек понял (и помог понять другим) устройство мира и
свое собственное, за низшим "я" увидел высшее, за наблюдаемым миром - тонкий, а
за ним - Абсолют.
Семейный эгрегор имеет цели трех видов. Первый касается родителей, второй -
детей, третий - воздействия семьи в целом на окружающий мир. Мы рассмотрим их
последовательно.
Воспитание родителей
Нормальная и естественная для человека жизнь есть постоянная, непрекращающаяся
работа на благо эволюции. Ребенок учится - это один из самых трудных видов
работы, а когда он вырастает, время и силы делят между собой два его основных
эгрегора: работа и семья. В этом смысле семейный эгрегор незаменим - у человека
не возникает рокового вопроса: что мне делать в свободное время? - поскольку
последнего не остается вовсе. Зато возникает (по крайней мере, должен бы
возникнуть) следующий актуальный вопрос: что все это значит, куда влечет меня
этот бурный поток дел, делишек, обязанностей и "обязанностишек", который
поглощает всего меня целиком и кажется ненасытным?
Нельзя сказать, чтобы философское осмысление бытовой жизни семейного человека
было излюбленной темой философов; в этой неуютной борозде их Пегас, похоже, еще
не валялся. А жаль. Все по-настоящему великое, гласит восточная мудрость,
совершается малыми, незаметными перемещениями. Подвиги, совершаемые мгновенным
титаническим напряжением сил, всегда бывают подготовлены предшествующей
длительной работой и являются лишь символом ее окончания, а карма создается и
преодолевается в каждодневной, часто монотонной и ничем не примечательной, но
зато длинной жизни - по зернышку.
Итак, начинается семейная жизнь. Первая кармическая задача - научиться строить
отношения, выстроить для семьи дом в тонком мире, иначе говоря, освоить канал
связи с семейным эгрегором. Вторая кармическая задача - понять этику эгрегора,
научиться ему служить. В данном случае: понять свои обязанности перед супругом
- общие и ситуативные; понять, чему ты должен его научить, в чем изменить, и
что принять, и в чем перестроиться самому. Первичное состояние любой вновь
образовавшейся семьи - модель хаоса, а так называемое "притирание" и есть как
раз его первичное упорядочение, которое происходит гораздо легче, если обращать
специальное внимание на этику семейного эгрегора. Его поощрения и наказания
супругам довольно очевидны: это не разногласия и раздоры ("милые бранятся -
только тешатся"), так как взаимная брань - вариант общения, хотя и не лучший;
наказание эгрегора за неэтичное поведение - отчуждение супругов, поощрение -
чувство единства и усиление энергетики при работе парой.
Здесь следует иметь в виду разницу между осознаваемой и фактической этикой
поведения человека. Муж может (неправильно) считать, что его обязанности перед
семьей ограничиваются ее материальным обеспечением и по видимости действительно
больше не принимать в ее жизни практически никакого участия; однако вполне
может случиться, что его мысли о семье, два-три случайных ласковых слова,
обращенных к жене, и один внимательный взгляд на детей окажутся достаточными
для поддержания семейного эгрегора. Все дело в том, чтобы направить в нужном
направлении нужную энергию; внешние действия, ее вызывающие, вторичны.
Когда супруги более или менее разобрались во внутренней этике своего семейного
эгрегора, касающейся их взаимоотношений друг с другом, и построили себе дом в
тонком мире, подключившись к каналу связи с семейным эгрегором, они вступают в
новую фазу семейной жизни, когда перед ними встает третья кармическая задача -
освоить внешнюю этику семейного эгрегора, касающуюся их взаимодействия с
внешним миром. Здесь есть прямая зависимость: чем более дружной является семья,
чем энергичней ее эгрегор, тем сильнее должно быть ее влияние на окружение, тем
меньше она может замыкаться в своих рамках. "Чрезмерный богач, не помогающий
бедным, подобен здоровенной кормилице, сосущей с аппетитом собс
|
|