|
начале очень смутно и, с логической
точки зрения, противоречиво. Господь всеблаг; но как же объяснить существование
зла и сатаны? И почему бы Ему не создать мир, в котором было бы одно добро и не
было бы зла? Как бороться со злом в себе и в мире? Многочисленные средневековые
дискуссии на эти темы суть попытки разобраться в течении эволюции, крайне
наивные с современной "научной" точки зрения, но весьма многозначительные с
точки зрения изучения законов эволюции.
Мораль
Нет такой добродетельной женщины,
которой не опостылела бы ее добродетель.
Ф. де Ларошфуко
Мораль коллектива есть рационализация данным коллективом этики соответствующего
эгрегора. Мораль всегда груба, схематична и статична и, естественно, не может
адекватно отразить этику эгрегора, который в каждой ситуации хочет чего-то
особенного. Поэтому целью морали является не вычленение четкого подбора правил
поведения в тех или иных ситуациях, а настройка на канал эгрегора; в таких
случаях говорят о служении духу (в противоположность букве) коллектива. Дух,
впрочем, понятие расплывчатое, каждый волен понимать его по-своему, и
эгоистические мотивы (влияние эгоического эгрегора) могут быть, сознательно или
бессознательно, вплетены в любое нечетко регламентированное действие. И
общество поэтому склонно действовать по принципу католиков, стремящихся стать
святее самого папы римского, придавая формальной морали роль этики эгрегора.
Эта тенденция проявляется во всех фазах жизни эгрегора, но по-разному.
Функция морали, по идее, сводится к тому, чтобы заставить членов коллектива
служить соответствующему эгрегору. Парадокс заключается в том, что заставить
человека служить эгрегору невозможно: служение всегда добровольно. Мораль - это,
так сказать, конец служения, а не его начало, в том смысле, что человек,
служащий эгрегору, пытаясь рационализировать принципы, по которым он совершает
свои действия, приходит к тем или иным принципам морали. Однако обратный
переход невозможен: человек, следующий принципам морали, не получает канала в
эгрегор и не начинает ему служить; скорее всего, он хорошо мимикрирует под
члена коллектива. Поэтому категории морали всегда воспринимаются подрастающим
поколением как "липа".
Для человека, не имеющего канала в эгрегор, мораль, в лучшем случае, играет
роль подсказки, помогающей вести себя так, чтобы не навлекать на себя гнев
коллектива, а в худшем - роль цепей, ограничивающих свободу. Человеку,
служащему эгрегору, мораль позволяет не думать в шаблонных ситуациях,
предусмотренных моральным кодексом, что экономит силы и внимание, а также
уберегает от многих ошибок; в нешаблонных ситуациях он прямо запрашивает
эгрегор и получает соответствующие инструкции: если они в чем-то противоречат
морали, он не особенно тревожится.
Мораль чрезвычайно удобна для злоупотреблений. Человека, всегда ведущего себя
морально, трудно упрекнуть, но он в принципе не может служить эгрегору,
требующему этичного поведения (в каждой ситуации особенного и творческого), а
шаблоны морали в чистом виде в действительности применимы редко. Любая ситуация
сложна, и следует сначала увидеть ее как можно более подробно и уж потом искать
этичный способ поведения, а не схематизировать ее сначала посредством моральных
категорий с целью прямо применить моральные принципы.
* * *
Что такое аморальный человек? Здесь следует определить два совершенно различных
понятия - аморальность по отношению к определенному коллективу, в котором
находится данный человек, и аморальность по отношению к себе. Аморальное
поведение по отношению к определенному коллективу, то есть частое грубое
нарушение этики соответствующего эгрегора, ведет к тому, что эгрегор прекращает
с ним связь, а коллектив его выталкивает. Аморальное поведение по отношению к
самому себе есть неправильная реализация своей кармической программы, в
частности, служение не тем эгрегорам; окружающими такой человек может
рассматриваться как совершенно моральный. Его поведение по отношению ко всем
эгрегорам может быть вполне этичным за единственным исключением: неэтично оно
по отношению к его высшему кармическому эгрегору, который чаще всего не связан
ни с каким конкретным коллективом, и потому индивидуальная этика постигается с
таким трудом. "Не судите, да не судимы будете" (Матфей 7:1). Здесь "не судите"
означает одновременно и "не делайте выводов на основе своей этики", и "не
осуждайте", и даже "прощайте", то есть не закрывайте для человека своих
каналов; тогда "не судимы будете", то есть эгрегор и вам не перекроет своих
каналов.
* * *
Основная сложность в проблеме морали заключается в том, что она выполняет
одновременно две противоположные функции: помогает служению эгрегору и
препятствует этому, устанавливая определенные рамки, вообще говоря, ведущие к
служению но, в частности, нередко ему препятствующие. Поэтому каждый человек, у
которого просыпается эволюционное сознание и который пытается сознательно
формировать свою этику, вынужден установить свои собственные пределы, в которых
он подчиняется этике эгрегора, с которым он в данный период связан, а в
остальном действовать на свой страх и риск, падая и разбиваясь, но оставаясь
постоянно устремленным к труднопостигаемой этике своего высшего кармического
эгрегора. Идущий да не отчается.
Границы этики
О многочисленные искренние доброжелатели, стихийные психотерапевты и просто
добрые знакомые, обращаюсь к вам! Если некто, проникнувшийся к вам доверием,
внезапно приоткрывает свою душу, рассказывает терзающую его проблему и, наконец,
вопрошает: "Скажи, что мне делать?" - знайте, вас искушает диавол. Если
человек, оказавшийся в ситуации, в которой, куда ни кинь - всюду клин, так что
мировая гармония необратимо страдает (а она всегда страдает необратимо
|
|