|
тое указание; зато на
конкретные вопросы, уточняющие происходящее, он даст уже конкретные ответы,
ясно сформулированные в словах. Следует также иметь в виду, что в случае
сильной связи между человеком и эгрегором, последний всегда может точно сказать
человеку, что тот должен делать, но говорит это лишь в ответственных ситуациях
(в случае крайней необходимости эгрегор может даже отключить сознание, и
человек будет действовать как его марионетка), когда цена ошибок слишком велика.
В остальных случаях эгрегор нуждается в инициативе и творчестве человека, в
частности в его самостоятельном осмыслении их, поэтому давать (свой!) точный и
полный анализ и однозначные рекомендации по поведению не склонен.
Следует подчеркнуть, что вести себя по отношению к эгрегору неэтично, то есть
не выполнять его требования, можно лишь очень короткое время: он быстро
перекрывает каналы связи и выталкивает человека сначала на более низкие (менее
дифференцированные) уровни служения, а потом и вообще отказывается от него.
Испортить отношения с эгрегором гораздо легче, чем их наладить. Вот типичный
пример.
Молодой человек слышит зов - его необыкновенно тянет рисовать или писать стихи,
и он, к радости родных, обнаруживает к этому занятию определенные способности.
Однако жизнь его складывается так, что в художественное училище или литинститут
он не попадает и избирает иную профессию, занимаясь искусством в свободное
время, изредка показывая свои творения знакомому профессионалу, который
отмечает, наряду с дилетантством, определенную оригинальность и
непринужденность самовыражения. Сам же художник не очень ощущает недостатки
профессиональной подготовки, но зато от работы получает огромную радость и
удовлетворение. Чистый лист (пустой холст) тянет его к себе, а о написанном он
быстро забывает, увлекаясь следующими темами.
И вот в один прекрасный или во всяком случае ответственный день Вельзевул,
обернувшись для пущего правдоподобия знакомым редактором или академиком
художеств, говорит нашему герою: "Слушай, бросай ты свою контору и иди к нам.
Технике живо подучишься и будешь себе творить на рабочем месте, не отвлекаясь
на всякую ерунду!" И вот тут происходит удивительная вещь. Почему-то техника
начинает противоречить индивидуальному творческому началу. Ну, казалось бы,
какой вред, кроме пользы, будет художнику от того, что он научится более точно
рисовать контуры предметов, а также блики и полутона? Однако художественный
эгрегор накладывает свое вето. Видеть, говорит он, можно, смотри сколько хочешь,
хоть все подробности: тон, тон, полутон... А изображать будешь то, что мне
важно и в том стиле, какой мне присущ. Именно так и идет совершенствование
техники: углубление видения, слышания и потенциальных возможностей выражения;
фактическое же воплощение творческой мысли может быть таким, что никому не
придет в голову, что художник-то техникой владеет, просто эгрегор пользуется ею
(как каналом) очень своеобразно.
Итак, любитель, пришедший в профессионалы, сталкивается с необходимостью
фактического роста своей техники, то есть расширения канала связи со своим
эгрегором и, возможно, с другими эгрегорами, что происходит при освоении
искусства другой страны, другого времени, стиля. Однако это еще не все:
художник сталкивается также с необходимостью перестройки формы выражения, то
есть подключения к эгрегору соответствующей профессиональной организации (союз
художников и т. п.). А этот эгрегор всегда довольно жесткий и часто работает на
низких вибрациях. Он обслуживает административную иерархию (вариант
тоталитарный) или "народ" (вариант демократический), то есть включается в
массовую культуру. В обоих случаях частота энергетических потоков оказывается
ниже, чем была раньше, и человек начинает вести себя неэтично по отношению к
своему художественному эгрегору, в результате чего последний отключает его от
своего канала; в профессиональный же эгрегор человек еще не включен, это
довольно трудно и требует значительного насилия над собой. Возникает
специфическая, крайне тягостная для художника ситуация: холст физически
отталкивает, чистый лист бумаги пугает, вместо знакомого легкого дрожания
мыслей в голове, музыки рифм в ушах - пустота и черная тяжесть банальности,
высшие каналы в эгрегор художественного творчества перекрыты. Но жить как-то
надо, и художник покидает свой родной эгрегор и становится пасынком
профессионального. Оригинальность и самовыражение исчезают, остается тусклый
ремесленник, пишущий удивительно похоже на общий стиль. И, что тоже не
прибавляет ему радости, писать не на заказ, а так, как это происходило когда-то,
он давно уже разучился.
* * *
Описанная история распространена, но не обязательна; это, так сказать, один из
полюсов, а на другом находится гений массовой культуры, чей основной
художественный канал идет точно в эгрегор своего народа (или мира). Он вполне
адекватен своему потоку, пользуется мгновенной громкой славой и благополучно
забывается через двадцать лет вместе со своими творениями. В промежутке между
этими двумя полюсами имеется широкий спектр всевозможных творцов, пытающихся
сочетать индивидуальный и профессиональный эгрегоры, с большей или меньшей
индивидуальностью и способностью приспосабливаться к общественному эгрегору. Те,
кто приспосабливается меньше, вынуждены толковать об "искусстве для искусства",
а тех, кто приспосабливается больше, немного мутит от низких вибраций, на
которых им приходится творить.
Возвращаясь к проблеме этики человека, заметим следующее. Этическая проблема
возникает в двух случаях: когда человек не может понять, чего ждет от него
эгрегор, которому он служит, и когда он должен выбирать (ситуативно или
постоянно) эгрегор, которому он будет служить. Воля эгрегора воспринимается
человеком всегда интуитивно: он (непонятно откуда) просто знает, что поступать
надо так-то. Искажение сигнала эгрегора возможно тем больше, чем слабее канал
связи с ним. Если человек живет так, что ему по большей части безразлично, как
себя вести, это значит, что он не подсоединен ни к каком
|
|