|
онятие этики; автор пойдет по второму пути.
В широком смысле этика есть совокупность правил (исключая законодательство),
регулирующих поведение человека, и в особенности, в ситуациях выбора;
традиционная этика в основном занимается проблемой добра и зла и выбором между
ними; в дальнейшем изложении термин "этика" понимается именно в широком смысле.
Этика эгрегора
Какова же основная функция этики? Этика является основным средством, с помощью
которого эгрегоры управляют человеческими коллективами (и отдельными людьми).
Говорить всегда следует не об этике вообще, а об этике того или иного эгрегора.
Этичным, с точки зрения данного эгрегора, является такое поведение человека или
коллектива, которое помогает выполнить кармические задачи этого эгрегора,
неэтичным - то, которое препятствует выполнению этой программы. Сложность
заключается в том, что любой человек связан со многими эгрегорами и каждый его
поступок как-то влияет на все эгрегоры, с ним связанные, так что зачастую один
и тот же поступок этичен с точки зрения одного эгрегора и неэтичен с точки
зрения другого.
Этику создает эгрегор, а воплощает в конкретные формы соответствующий коллектив.
Этика эгрегора касается судьбы именно его самого, поэтому она в принципе
индифферентна к судьбе отдельного индивида, по крайней мере, в той ее части,
которая не затрагивает интересы данного эгрегора.
Этика эгрегора сильно зависит от фазы его существования. На первой фазе, при
возникновении, когда эгрегор еще слаб, но интенсивно развивается, доминантой
его этики является - "кто не с нами, тот против нас". В этот момент эгрегор еще
не оформлен, основные идеи не определились и, в лучшем случае, существуют в
виде абстрактных лозунгов, не несущих особой смысловой нагрузки, а являющихся
символом самого рождающего эгрегора. В этой фазе любая критика разрушительна,
сомнение - губительно, и привязки к материальным формам не требуется - работа
идет, как говорится, на чистом энтузиазме, то есть непосредственно на тонкой
энергии, и все люди четко делятся на две категории: служащих эгрегору и
остальных, которые автоматически становятся его врагами, поскольку без помощи
он погибнет. Ощущение причастности к эгрегору в этой фазе является очень
сильным и совершенно мистическим.
Если человека спросить, апеллируя к его разуму, почему, собственно, он следует
такому-то движению или партии под таким-то лозунгом, ответ будет совершенно
невразумительным, а если вы станете настаивать, то сильно рискуете, что вас,
например, тут же проткнут шпагой, как цыпленка. "Я такой-то, и все тут, и буду
следовать этому до гроба", - типичная позиция фанатика, которыми поначалу и
кормится подрастающий эгрегор. Этим людям не откажешь в мужестве, энергии и
настойчивости, доходящей до ослиного упрямства. "Хоть кол на голове теши" - это
о них. Ощущения границ эгрегора нет почти ни у кого, и на то есть объективные
причины - он еще не оформился.
С оформлением эгрегора, с упрочением его положения в тонком мире и завершением
экспансии меняются его задачи и совершенно трансформируется этика. Теперь надо
налаживать дипломатические отношения с соседями, управляться со сложной
собственной внутренней структурой - становятся необходимыми дипломатические и
консервативные начала. В жарких сражениях кусок земли отвоеван, теперь можно
пахать землю, возводить дома и мосты, строить казармы и тюрьмы и завершать
конструкцию иерархического бюрократического аппарата.
В соответствии с описанными задачами создается и этика. Здесь она должна быть
достаточно сложной, так как регулирует весьма сложное поведение коллектива,
согласуя большое количество разнонаправленных видов деятельности в рамках
нескольких взаимосвязанных структур. Надо все как-то более или менее
согласовывать, чтобы и волки были сыты, и овцы целы и тоже как-то питались.
Получающаяся этика является на первый взгляд настолько эклектичной,
составленной из многих местами противоречащих друг другу кусков, что ветераны
эгрегора, бывшие неустрашимые пассионарии, с непониманием и ужасом смотрят на
своих детей и внуков. Тогда, в мохнатом году, все было просто: были мы, а через
окоп - они, то есть все остальные, и надо было бить гада, а потом
восстанавливать разрушенное хозяйство. И вот - восстановили, и оказалось, что
дети, вернувшись с работы, и внуки, прибежав из школы, высказываются
приблизительно в таком стиле. "Нужно повышать благосостояние народа, поскольку
это скажется и на моем личном благосостоянии. Хорошо делать карьеру, но не в
ущерб личному свободному времени, поскольку в наше время гореть на работе не
модно. Начальство несет чушь, но критиковать его себе дороже; тем не менее, с
ним следует держать себя потверже, чтоб на шею не село. Бога, конечно, нет
(хотя что-то, возможно, есть), но креститься и на Пасху сходить в церковь -
святое дело. Принципы добра следует преподносить детям вообще, чтобы любили
папу и маму, но, в частности, никакое доброе дело не остается безнаказанным.
Подсказать на уроке можно, но не нужно, поскольку везде - конкурсы, и пусть
средний балл каждый себе сам зарабатывает. Жениться по
|
|