|
Чересчур сильная интро-экстравертная акцентуация дает дикого мага,
который совершает магические операции в своем внутреннем мире и ничего не
делает во внешнем. Его операции совершенно реальны, то есть воздействуют на
внешний мир, и такие люди обычно вызывают к себе настороженное отношение, как
будто от них припахивает серой, хотя рогов, хвоста и копыт вроде бы незаметно.
И, наконец, чистый интро-интроверт, человек, живущий преимущественно в
Автономном мире, созданном его воображением. Типичные роли здесь: Фантазер,
Мечтатель, Поэт, Блаженный, Эскепист. Для этого человека внешний мир и его
собственные впечатления от него – не более, чем первичное сырье для последующей
внутренней обработки, которой он занимается с увлечением, забывая про все на
свете, и в первую очередь – про знаменитый принцип реальности, который,
согласно учению З. Фрейда, должен приходить на смену принципу (субъективного)
удовольствия по мере взросления индивида. Так вот, интро-интроверт в этом
смысле не взрослеет. Этот человек на высоком уровне развития может стать
великим творцом нового искусства или замечательным лирическим поэтом – если его
Автономный мир окажется отражением Автономного мира его народа, и если он
найдет адекватные инструменты для выражения своих внутренних состояний – но для
этого нужно хотя бы в минимальной степени овладеть остальными тремя
психическими состояниями. А чистый интро-интроверт тяготеет к полному отрыву от
реальности и безумию в его традиционном понимании.
Для каждого из четырех описанных мной миров (и состояний сознания) есть
свои характерные слова. Для Поглощающего мира это слово "мироощущение", для
Предсказуемого – "мировоззрение". Почувствуйте разницу: вот я взираю на мир и я
знаю, каким он должен быть – это и есть мировоззрение; а если не знаю – то у
меня – мироощущение. Обусловленному миру приблизительно соответствует слово
прошлого века: "миросозерцание" – оно по сравнению с мировоззрением более
интровертно. А для Автономного мира это приблизительно "внутреннее
самоощущение". Почему это важно? Представьте себе: вы спрашиваете человека:
"Какое у вас мироощущение?" А он вам отвечает: "Мое мировоззрение заключается в
том-то", – и вы сразу понимаете, что пролетели мимо: вы-то подумали, что он
экстра-экстраверт, а он оказался экстра-интровертом; разница, как вы теперь уже
понимаете, принципиальная, и чем раньше вы заметите свою ошибку, тем лучше.
____________________
А теперь я расскажу об этих четырех мирах и особенности бытия в них более
подробно.
Автономный мир. Типичные, если не профессии, то внутренние роли человека,
находящегося в этом мире, это Мистик, Романтик, Фантазер, Мечтатель, Творец, и
они как будто ничем не ограничены; реальность этого мира я мог бы назвать
субъективно-субъективной. Многие люди, называющие себя творческими, очень любят
говорить о внутренней свободе. Эти разговоры на самом деле означают, что у них
большие проблемы с попаданием в свой Автономный мир и с ним как таковым.
Устойчиво находясь в Автономном мире, человек априорно свободен, там эта
свобода дана ему по праву рождения, она совершенно не зависит ни от каких
внешних обстоятельств, но если этот мир привязан к Обусловленному миру – вот
тут человек будет говорить, что он не свободен. Внутренняя свобода заключается
(в частности) в том, что человек проводит жирную черту между Автономным и
Обусловленным мирами, и учится их не склеивать и не путать друг с другом, а
правильно устанавливать связи между ними, то есть осознанно проводить
внутреннюю идеализацию и внутреннюю материализацию, о которых я вам уже
рассказывал, всякий раз понимая, где находится точка сборки (то есть каково
состояние сознания).
Так ученый-теоретик создает абстрактную модель: она вроде бы должна как-то
опираться на эмпирический материал, но фактически он свободен в ее создании, то
есть она создается в его Автономном мире. Конечно, хорошо, если она будет
адекватной, то есть если ее выводы подтвердятся экспериментально, но в тот
момент, когда ученый-теоретик ее изобретает, он совершенно свободен.
Профессии (или роли), типичные для Автономного мира, это писатель-фантаст
и поэт-лирик – особенно последняя. Поэзия, лирика – это и есть отражение жизни
человека в своем Автономном мире, во внутреннем пространстве, где он отрывается
от своих конкретных жизненных переживаний и (возможно, используя их отдельные
элементы) фактически он творит свою особую реальность – и здесь ему нужна
свобода. Пушкин писал об этом, отстаивая свою внутреннюю свободу от
общественного мнения, а я как психолог могу добавить: и также независимость от
собственных жизненных переживаний. По этому поводу великий поэт нашего времени
И. Бродский в своей нобелевской лекции заметил: "…литература не была ни
бегством от истории, ни заглушением памяти, как это может показаться со стороны.
"Как можно сочинять музыку после Аушвица?" – вопрошает Адорно, и человек,
знакомый с русской историей, может повторить тот же вопрос, заменив в нем
название лагеря. (…) "А как после Аушвица можно есть ланч?" – заметил на это
как-то американский поэт Марк Стрэнд. Поколение, к которому я принадлежу, во
всяком случае, оказалось способным сочинить эту музыку. (…) Оглядываясь назад,
я могу сказать, что мы начинали на пустом – точней, на пугающем своей
опустошенностью месте и что скорей интуитивно, чем сознательно, мы стремились к
воссозданию эффекта непрерывности культуры, к восстановлению ее форм и тропов,
к наполнению ее немногих уцелевших и часто совершенно скомпрометированных форм
нашим собственным, новым или казавшимся нам таковым, современным содержанием."
Я думаю, людям поколения Бродского, родившегося в 1940-м году, и даже
|
|