Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Астрология :: Авессалом Подводный :: Психология и астрология :: Часть 4 - АРХЕТИПЫ ПСИХИКИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 111
 <<-
 
какие-то взгляды на то, как надо вести себя взрослому человеку – и этим 
взглядам соответствует Взрослая подыпостать его Родителя: это, как мы скажем, 
модальность Родителя, субмодальность Взрослого.
       Что такое Родительская подыпостась Родителя? Это, например, 
догматические взгляды человека на то, какую роль в его жизни человека играли 
его родители, и каково оказалось в итоге их влияние на него. 
       Ребенок внутри Родителя – это взгляды человека на то, что такое есть его 
Ребенок и какую роль он может играть в его жизни. Например, у многих людей, 
когда они вырастают, формируется убеждение, что ипостаси Ребенка в их жизни 
места уже нет. Выросли – должны быть серьезными. Тогда соответствующая область 
в Родителе будет пуста. 
       Надо сказать, что само описание этих ипостасей личности у Берна довольно 
схематичное. А основной его интерес относится непосредственно к практическому 
использованию этих схем, по ходу чего выясняются некоторые подробности, которые 
позволили мне, например, соотнести берновские ипостаси личности с определенными 
архетипами, о которых я буду говорить в следующий раз. А пока я перехожу к 
основному для трансактного анализа понятию игры. 
       Однако многое в трансактном анализе остается непонятным или не описанным.
 Например, совершенно непонятно, когда и как происходит переключение ипостасей 
личности: Берн не дает на эту тему никаких намеков. Ясно, что в некоторых 
ситуациях человек склонен выступать как Ребенок, в других – как Взрослый, в 
третьих – как Родитель. Чем это определяется? И здесь астрология нам может 
сказать очень многое, если мы сумеем разнести эти ипостаси личности, например, 
по знакам Зодиака или еще как-то.
       ________________
        
       Как мы определяем тот факт, что человек, который к нам обращается, 
находится в Родительской ипостаси? Обычно этот человек находится как бы над 
ситуацией, у него есть определенные взгляды на нее, которые от него никак не 
зависят, они сформированы уже давно и он, что называется, на этом стоит. Он в 
каком-то смысле догматичен. Если это Взрослый, то человек находится в стадии 
оперативного реагирования на конкретную ситуацию внешнего мира, которую можно 
воспринимать по-разному, и ни один из этих способов он априори не отрицает, 
считая, что сейчас можно ею управлять, находясь частично внутри нее, а частично 
и вне. Ипостась Ребенка означает, что человек воспринимает ситуацию как игру, 
когда он никакой ответственности на себя не берет, чувствует себя непринужденно 
и ничем не ограничен. При этом он полностью находится внутри ситуации, но этого 
не осознает, и ему кажется, что иначе и быть не может. 
       А теперь второй аспект нашей диагностики. Мы обращается к другому 
человеку. Как определить, к какой именно ипостаси его мы обращаемся? 
       Обращение к Родительской ипостаси не имеет в виду никаких конкретных 
действий, это нужно ясно понимать. Если мы обращаемся к Родителю, то мы говорим 
что-то лишь к сведению человека, мы апеллируем к его этике. Мы подразумеваем, 
что он должен воспринять то, что мы ему говорим, соотнести это со своими 
устоявшимися представлениями и как-то отреагировать – однако как именно он 
будет реагировать и когда он будет реагировать, мы не регулируем никак. Вот 
мама говорит своему сыну: "Ты меня огорчил. Ты должен был сварить суп, а ты его 
не сварил, и я сижу голодная. И мне интересно мне узнать, совесть у тебя есть?" 
Это обращение к Родителю в сыне: мать апеллирует к его этической системе, к 
каким-то незыблемым, надситуативным структурам, которые должны отреагировать, а 
как именно, она не регулирует.
       Обращение к Взрослому это воздействие, которое, по нашей мысли, имеет в 
виду прямую реакцию, хотя, возможно, несколько отсроченную и в какой-то степени 
оставляемую на усмотрение партнера. Понятно, что отсрочка дает ему возможность 
выбора какой-то реакции как самосознающего, имеющего определенную свободу и 
возможности человека.
       Апеллируя к ипостаси Ребенка, мы имеем в виду, что воздействие 
происходит непосредственно, и рассчитываем на непосредственный, сиюминутный и 
обычно вполне предсказуемый для нас результат. Например, когда вы следите за 
совсем маленьким ребенком и он делает что-то не так, вы шлепаете его в какой-то 
момент по попке. Он обижается, бросается в плач. Апелляция к ипостаси Ребенка 
не предполагает никакой внутренней проработки вашей трансакции. И люди очень 
обижаются, когда они находятся в ипостаси Взрослого или Родителя, а им дают 
воздействие, направленное на их Ребенка: оно кажется им слишком плоским, 
слишком очевидным, слишком примитивен тот ответ, который они должны дать на 
стимул. Они в таких случаях говорят: "Ты что, меня за дурака держишь?", "Что ты 
мне даешь очевидные советы?", "Что ты меня провоцируешь?" – и так далее. Это 
означает, что человеку сейчас неинтересно быть Ребенком. Он хочет быть 
операциональным Взрослым или мудрым Родителем. 
       При обращении к ипостаси Родителя характерно косвенное упоминание логики 
жизни, самой последовательности событий, некоторого объективного закона 
существования, к которому апеллирует человек. Здесь употребляются абстрактные 
понятия, идет ссылка на правила, человеку напоминают, что есть незыблемые 
законы, которым следует подчиняться. Например, сидит у вас гость и ест варенье 
ложкой из банки. Если это маленький мальчик, то ему дадут подзатыльник и вручат 
розетку, но если это взрослый человек, то вы можете, например, сказать "в 
воздух" такую фразу: "Вообще-то рядом с каждым блюдцем на столе стоит розетка, 
которой очень удобно бывает пользоваться, когда вы едите варенье". Такого рода 
косвенные указания есть ссылка на некоторые правила – в данном случае, этикета. 
Типичное обращение к Родителю – это апелляция к устоям, к чувству долга. При 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 111
 <<-