|
то есть с полной концентрацией внимания, идет от мамы определенная накачка. Но
наконец запал кончается, мама успокаивается, и ей надо каким-то образом дать
провинившемуся ребенку понять, что ситуация исчерпана. Что она делает? Она
меняет модальность ситуации, переводя ее с локальной модальности на глобальную
и снимая акцент своего внимания с двоечника. Она говорит как бы в воздух,
громким голосом, совершенно меняя тон и тембр речи и всю манеру своего
поведения: "Дети, идем обедать!" Акцент снят. Мамино обращение относится к
наказанному ребенку тоже, но он уже существует наравне с ними.
На что я обращаю ваше внимание? Как и все остальные высшие архетипы,
Локальный и Глобальный представлены в подсознании очень глубокими программами,
которые полностью меняют внешний облик человека, его манеру поведения и даже
его мировоззрение и характер при смене одного из них на другой. Человек может,
например, быть подвижным оптимистом под Глобальным архетипом, и наоборот,
косным и замедленным пессимистично под Локальным; большую информацию на эту
тему можно почерпнуть из гороскопа. Как? Под Глобальным архетипом у нас идут
огненные и водные знаки, под Локальным, соответственно, воздушные и земные.
Посмотрите, как стоят планеты в гороскопе. Если например, Сатурн стоит в знаке
Огня или Воды, то Глобальный архетип будет тяжеловесным, будет человека
углублять в себя, настраивать на длительные программы. Если Солнце стоит в
знаке Воздуха или знаке Земли, то инициатива и воля будут активизироваться под
Локальным архетипом, и под ним же будут проходить ситуации его принципиального
выбора. При переходе к Глобальному архетипу человек будет во многом терять
инициативу: ему будет сложно принимать ответственные решения, вызывать к жизни
творческое начало.
Давайте поговорим еще немного про Локальный и Глобальный архетипы – в
отношении такой сложной вещи, например, как судьба и Божественное вмешательство
в жизнь человека. У каждого человека есть если не религиозная вера, то хотя бы
предрассудки. Он верит в какие-то приметы, у него есть представление о том, что
какая-то часть его жизни или какие-то аспекты его жизни вроде бы являются его
собственными, а за другими Господь присматривает. А некоторые избегают слова
"Бог", они говорят о судьбе. Практически каждый русский человек верит в судьбу.
Но как, в чем проявляется судьба? Под Глобальным и под Локальным архетипами она
осознается человеком совершенно по-разному. Я могу привести такой образ: под
Локальным архетипом жизнь можно уподобить веревке, висящей на гвоздях. Другими
словами, есть какие-то моменты жизни (положения веревки), которые
предопределены: здесь она фиксирована: они символизируют события, которые
обязательно должны произойти, независимо от моей воли. Например, судьба моя
такова, что в такой-то день я должен встретить такую-то женщину и на ней
жениться. А потом в совершенно определенном возрасте я должен буду
поскользнуться на льду, сломать себе ногу, попасть в больницу и прочитать там
книжку, которую я при других условиях никогда бы не прочитал, и после этого
понять, что жизнь моя совсем не такая, какой она должна быть, и после этого она
кардинально изменится. А в промежутке между этими гвоздиками, то есть
указанными конкретными событиями, ничто не предопределено, и у меня есть
свобода воли, свобода выбора – хотя сами эти гвоздики вбиты еще до моего
рождения и никуда я от них не денусь. Таков типично локальный взгляд на судьбу
или на Божественное вмешательство: есть какие-то совершенно конкретные моменты
в моей жизни, когда Бог указывает мне Своим огненным пальцем, кто я есть и что
должен делать, и эти моменты резко отличаются от всех остальных моментов моей
жизни, и я это хорошо чувствую.
Я помню, давным-давно, во времена советской власти, пришел ко мне
начинающий раввин, который в тот момент подпольно преподавал Талмуд и Закон
Божий. И состоялся у меня с ним довольно забавный разговор по поводу
жертвоприношения Исаака. Вы помните этот библейский сюжет: во сне к Аврааму
является Господь и велит ему принести в жертву своего сына Исаака, но в
последний момент, когда Авраам уже вознес нож, Он убедившись в преданности
Авраама, отменяет жертву. На протяжении истории этот сюжет вызывал у разных
людей разные чувства; в том числе у основоположника экзистенциализма, Серена
Кьеркегора, есть целая книга, посвященная его интерпретации и комментированию.
Так вот, с точки зрения моего знакомого раввина, основной подвиг Авраама
заключался в том, что, когда ему приснился сон, он для себя должен был решить,
Божественное ли это вмешательство в его подсознание, или же он увидел обычный
"фрейдистский" сон, к воле Бога отношения не имеющий. Как вы понимаете, вопрос
очень острый, если ситуацию живо себе представить, тем более, что по еврейской
традиции считается, что этому самому Исайчику в описываемое время было не год и
не два, а сорок лет. И с точки зрения моего собеседника, духовный подвиг
Авраама заключался в том, что он, путем тяжелейшей внутренней борьбы, решил,
что сон ему действительно послал его Бог. А я стоял на той позиции, что когда
Бог посылает сон, то у человека с самого начала не возникает сомнений на тему,
Божественный это сон или не Божественный, что это ему совершенно ясно. В общем,
мы плохо поняли (и уж точно не переубедили) друг друга, и главная причина тому
заключалась в том, что в понимании Божественного вмешательства в судьбу
человека мой собеседник находился под Глобальным архетипом, а я – под Локальным.
А глобальный взгляд на судьбу человека заключается примерно в следующем:
она может быть уподоблена человеческому позвоночнику, который имеет
чередующиеся изгибы вперед (кифозы) и назад (лордозы): два изгиба назад, два
изгиба вперед, и это предопределено. Но величина и конкретная форма этих
изгибов зависят от человека. Другими словами, этот взгляд можно выразить так:
судьба предопределена на абстрактно-качественном уровне, но конкретное ее
|
|