|
их взаимодействия.
«Пока дружеские или враждебные отношения развиваются, эти закономерности
(то есть обмены трансакциями) чаще всего остаются скрытыми. Однако они дают о
себе знать, когда один из участников делает ход не по правилам, вызывая тем
самым символический или самый настоящий выкрик «Нечестно!» Такие
последовательности трансакций, основанные не на социальном, а на индивидуальном
планировании, или, как мы говорим, программировании, мы называем играми.
Различные варианты той или иной игры могут на протяжении многих лет лежать в
основе семейной или супружеской жизни или отношений между различными группами.
Резюмируя, можно сказать, что игра – это в достаточной степени определенная
последовательность трансакций, в которой ведущий, или игрок, строит свое
поведение и управляет поведением партнера на двух планах. Один план –
социальный, и на нем смысл происходящего один. А другой план – индивидуальный,
то есть свойственный данному человеку и психологический. Психологический смысл
и итог игры могут сильно отличаться от социального».
Здесь мы видим, что Берн четко различает, с одной стороны, внешний, или,
как он его называет, социальный план, а с другой стороны, внутренний план – тот,
который касается внутреннего мира человека и его индивидуального восприятия
событий.
Этот внутренний план он называет «психологическим» или «внутренним
психологическим» и постоянно подчеркивает принципиальную разницу между первым и
вторым.
Вторая структуризация человеческой психики, которую проводит Берн, и мы
сейчас увидим, что она далеко не случайна, это его знаменитая триада образов,
или ипостасей «я», которые он называет Родитель, Взрослый и Ребенок. При этом
Берн настаивает на том, что это не роли, а ипостаси личности, то есть что-то
гораздо более глубокое. В упомянутой мною книге он при этом ссылается на
некоторые медицинские исследования, которые, по словам Берна, показывают, что
когда человек находится в каждой из этих трех ипостасей «я», даже его
физиология функционирует специфическим образом.
Итак, три ипостаси личности – Родитель, Взрослый и Ребенок. Откуда
берутся эти три ипостаси? Можно считать, что это эмпирический факт; вообще,
Берн не дает сколько-нибудь наукообразных определений, и это в чем-то хорошо; с
другой стороны, у меня лично есть сожаление по поводу того, что основные
определения даются им на мой взгляд, чересчур кратко; они не развернуты, не
детализированы. Правда, в дальнейшем изложении они проиллюстрированы примерами,
но многое приходится домысливать, додумывать самому. Может быть, это и неплохо.
Я это говорю к тому, что тот вариант трансактного анализа, который я вам
излагаю, может несколько отличаться от того, что написано в книгах самого Берна,
потому что я его понимаю, может быть, несколько шире, а где-то и, возможно,
несколько более конкретно, чем сам автор имел в виду – но основные его мысли я
стараюсь доносить до вас в точности.
Что же это за ипостаси, или состояния личности? Берн дает скорее
некоторые представления, нежели точные определения. Он говорит так: «Репертуар
этих состояний мы попытались разбить на следующие категории. Первое – это
состояние «я», сходное с образами родителей. Второе – состояние «я», автономно
направленное на объективную оценку реальности. И третье состояние «я» – все еще
действующее с момента его фиксации в раннем детстве."
"Высказывание: «В вас сейчас говорит Родитель» означает, что вы сейчас
рассуждаете так же, как обычно рассуждал один из ваших родителей или тот, кто
его заменял."
От себя я могу добавить, что обычно, когда Берн говорит, что в вас
сейчас говорит Родитель, это означает, что вы сейчас догматичны, вы следуете
сложившимся стереотипам, вы не хотите подвергать ничего сомнениям, у вас уже
есть заранее выверенные оценки, под которые вы подгоняете реальность.
"Слова «это ваш Взрослый» означают, что вы только что самостоятельно и
объективно оценили ситуацию и теперь в непредвзятой манере излагаете ход ваших
размышлений, формулируете ваши проблемы и выводы, к которым вы пришли.
Выражение «это ваш Ребенок» означает, что вы реагируете так же и с такой
же целью, как это делал маленький ребенок."
К ипостаси Ребенка Берн относит такие состояния, как радость творчества,
очарование, непринужденность и внутренне ничем не ограниченное, свободное
поведение.
Что можно сказать по этому поводу? В целом понятно, что это наблюдение,
то есть деление человеческого поведения на три описанные ипостаси личности,
безусловно, не случайно. Каждый из нас хорошо знает и про себя, и про других,
что все три эти состояния реальны и действительно сильно отличаются друг от
друга. Каждый из нас когда-то чувствует себя непринужденно и может играть и
радоваться, как ребенок, хотя у многих это состояние бывает редко. Когда-то мы
способны быть догматичными, исходить из жестких представлений, действительно
унаследованных от собственных родителей или выработанных самостоятельно, но
имеющих тот же статус. Иногда мы ориентируемся на существующую реальность и
ведем себя как взрослые люди, у которых есть цели, которых мы добиваемся, и мы
стремимся сделать это оптимальным образом.
Вот пример. Пушкин, заканчивая роман «Евгений Онегин», писал так:
Кто б ни был ты, о мой читатель,
Друг, недруг, я хочу с тобой
Расстаться нынче как приятель.
Прости. Чего бы ты за мной
|
|