|
Авессалом Подводный
серия "Психология и астрология"
Часть 2
ЭВОЛЮЦИЯ ЛИЧНОСТИ
Лекция 1 Инфантильная личность
Лекция 2 Подростковая личность
Лекция 3 Юношеская личность
Лекция 4 Зрелая личность
Лекция 5 Интегрированная личность
Лекция 1
ИНФАНТИЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ
Здравствуйте, дамы и господа!
Есть темы, которые наскоком не возьмешь, и к их числу, безусловно,
относится тема развития личности. Психология, вообще, наука тонкая: здесь
многое делается на акцентах, на оттенках. Человеческая душа чрезвычайно нежна и
индивидуальна. Если вы помещаете ее в жесткую рамку, то она гибнет, ибо слишком
тонка ее природа. И чтобы этого не происходило, обязательно нужно создавать
адекватный или, по крайней мере, приемлемый для нее контекст – чем я по большей
части и занимаюсь.
В частности, сейчас я буду создавать контекст для темы, которую назвал
"Эволюция личности", и которую буду постепенно раскрывать на нескольких
следующих лекциях. И прежде всего я хотел бы, чтобы вы поняли, что тема эта на
самом деле совершенно загадочна.
Несколько лет назад у нас в стране вышла толстая монография (перевод с
английского), которая называлась: "Теории личности ХХ века", авторы Кэлвин Холл
и Гарднер Линдсей (М., КСП+, 1997 г.), и там весьма добросовестно и довольно
подробно изложены многие теории личности, созданные западными психологами ХХ-го
века. Я эту книгу внимательно прочитал, она содержит большое количество
информации разной степени ценности, но в итоге остается совершенно неясным, что
же такое личность человека и как ее можно постигать.
Я попробую внести свою ноту в эту тему, и начну несколько издалека.
Безусловно, все люди разные. И особенно они разнятся в том, как они понимают
само понятие личности, или самости, или "я".
Что такое ощущение "я"? В первую очередь заметьте, что есть моменты в
жизни человека, когда он себя как бы вообще не ощущает. Например, вы спросите
его: "Как ты себя чувствуешь? Как твое самоощущение? (Все, что начинается с
частички "само", имеет отношение к личности.) А он ответит, как осел Иа-Иа: "Я
давно уже не чувствовал себя как". Обратите внимание на модальность этой
реплики: она синтетическая: Иа утверждает, что его самочувствие лишено
атрибутов. То же самое иногда относится к самоощущению человека. "Как твое
самоощущение?" Угнетенный жизнью человека на этот вопрос может ответить так: "Я
давно не чувствовал себя самостью. Я давно не чувствовал своего "я". У меня нет
самоощущения. Я не понимаю, о чем идет речь."
Но, в то же время, кто-то же произносит фразу: "Я давно не чувствовал
себя самостью"! "Я", которое в ней звучит, к кому-то относится!
Ощущение "я", ощущение своей самости у разных людей возникает в разные
минуты и варьируется по своей силе от очень острого до полного его отсутствия.
Кроме того, оно варьируется и по своей субъективной важности: одному человеку
важно чувствовать себя в "личной" модальности, а для другого она, наоборот,
дискомфортна и не нужна.
Помните, я вам рассказывал про нить дао, которая тянется из воплощения
в воплощение и живой кончик которой находится в текущем моменте жизни человека:
если вы проживаете его творчески, то нить в этом месте становится золотой, а
если шаблонно, то ржавой? Так вот, ощущение себя, ощущение своей самости в
лучшем смысле слова для человека сходно с ощущением живой души, которая в этот
момент прилетает и делает что-то для него или для мира существенное.
Эту мысль можно выразить другими словами: ощущение человеком своей
истинной природы неотделимо от ощущения им своего "я".
Часто говорят о вреде эгоизма: нехорошо, когда человек больше заботится
о себе, чем ему это предписывает социум. В некоторых случаях действительно
нехорошо. Но, все-таки, эгоист – это человек, у которого есть эго, у которого
есть какое-то "я", личность хоть низшей природы – но есть. По эволюционному
уровню это выше состояния человека, у которого вообще нет личности.
В качестве психологических клиентов такие индивидуумы с как бы
отсутствующим "я" появляются довольно регулярно. И тогда к терапевту приходит
непонятно, что: никакой личности как бы нет. Является набор обрывков эмоций,
мыслей, фрагментов телодвижений, а чего-то такого, что можно было бы назвать
личностью, не видно. И в процессе терапии приходится ее (предполагаемую
личность) как-то обозначать, вычленять, вызывать из небытия – а пока это не
произошло, непонятно, что является объектом терапии.
И, на мой взгляд, только те люди, которые умеют вызвать и проявить
личность в окружающих, заслуживают звания психотерапевтов. Я, по крайней мере,
так считаю, и для меня первый признак настоящего психотерапевта заключается в
|
|