|
том, что в его присутствии люди начинают чувствовать себя личностями.
Ощущение человеком своего "я" дает ему чувство его истинной природы,
его истинного жизненного сюжета: "Я живу своей жизнью, это мое." Он испытывает
глубинный интерес к происходящему, ощущение вовлеченности в то, что происходит.
Если у вас нет ощущения "я", то вовлеченности у вас тоже не будет, и вам
временами (или постоянно) будет казаться, что пришел кто-то чужой, заграбастал
вашу волю и вами как инструментом что-то делает. Вы можете в этот момент этого
не осознавать, но потом, когда вы приходите в себя, то есть ваше "я" к вам
возвращается, вы осознаете, что у вас был как бы обморок, беспамятство,
отключение личности.
Ощущение внутреннего "я" – это состояние, когда у человека не возникает
вопроса "Зачем?". И это очень существенный критерий. Что я имею в виду? Пока
личность полностью не развита и не включена, у человека время от времени
возникает внутренний вопрос, подвергающий сомнению то, что он делает, его бытие
и сознание: "Зачем? Зачем я живу? Зачем я делаю то, что я делаю?". А когда
истинная личность человека осознана и включена, этого вопроса не возникает,
поскольку ответ на него заранее ясен и очевиден: внутреннее "я" и есть основной
и главный смысл жизни и работы человека.
Типы ощущений личности. Обычно человек не задумывается о том, что его
переживание своей личности существенно зависит от модальности, в которой он
находится.
И в связи с этим предлагаю вам задание на дом: подумайте, когда и в
какой модальности вы лучше ощущаете свое "я" – в локальной или глобальной,
иньской или янской, в синтетической, качественной или предметной, в модальности
творения, осуществления или растворения? Каждому из вас эти модальности хорошо
знакомы, но, тем не менее, одна из них вызывает у вас как бы более личностное
отношение, а другая – менее; подумайте, как вы воспринимаете себя: локально или
глобально? В фазе творения, осуществления или растворения? И насколько
различаются ваши образы в собственных глазах в этих модальностях?
В жизни можно находиться в иньской позиции, а можно и в янской. Все
люди довольно четко делятся на две категории: одни отождествляют свою личность
с активным действием, с реализацией своих намерений, то есть у них возникает
чувство "я есть" при отчетливой акцентуации янского архетипа. А есть люди,
которые, наоборот, больше себя воспринимают в иньской позиции: такой человек
остро ощущает себя, когда он существует, адаптируется к чему-то, воспринимает
что-то, например: "Я сижу на диване, курю сигару, смотрю телевизор, слушаю
рассказы своих друзей – и в этот момент я – это я! А когда я иду на работу, даю
указания своим подчиненным, то на меня надевается своего рода начальственный
костюм, а на самом деле это не я."
Исследуя особенности своего "я", можно идти от модальностей, а можно –
от личностных переживаний. Это тоже очень интересный момент. Подумайте на
досуге, в какие моменты вашей жизни вы наиболее ярко ощущали себя как личность?
В какие моменты у вас особенно четко проявлялось то, что называется словом "я"?
Может быть, это был момент личного героизма: вы бросились в ледяную реку и
спасли тонущую женщину, и в этот момент очень остро ощущали себя самим собой. А
может быть, наоборот, это был какой-то совершенно заурядный разговор с вашим
другом, вы разговаривали с ним о пустяках, и в этот момент особенно отчетливо
чувствовали включение вашего "я". Вспомните такие ситуации и определите, в
каких вы выступали модальностях? И какова была модальность ситуации?
Следующее задание: подумайте, в каких ситуациях ваше "я" проявляется
ярче всего?
(Какие тут возможны варианты? Бытие наедине с природой.
Профессиональная деятельность. Хобби. Отдых. Общение с людьми в различных его
вариантах. Например, есть общение с определенными ролевыми расстановками: вы
учите, вы учитесь, вы общаетесь с равным партнером, у вас идет деловое
взаимодействие, вы в семейной обстановке, вы в роли ребенка, вы в роли родителя,
вы в различных парных отношениях (например, в любовных). Какие-то из этих
ситуаций будут вас подавлять, а в каких-то, наоборот, ваше "я" раскрывается.
Подумайте об этом, такое исследование – хороший инструмент самопознания. И
замечу здесь же, что полностью интегрированный человек не теряет ощущения "я"
никогда, ни при каких обстоятельствах и ни при каких сочетаниях модальностей.
Но это очень высокий уровень проработки личности.)
Основная психическая энергия человека это энергия его самости, энергия
внутреннего "я". С этим, кажется, никто не спорит, то есть большинство
психологов с этим согласны. Другое дело, что эта энергия, в зависимости от типа
личности (например, экстравертной или интровертной), может проявляться при
различных обстоятельствах.
Например, есть люди, у которых энергия личности включается тогда, когда
они оказываются в одиночестве, наедине со своими мыслями. У них при этом
интенсивно включается воображение и то, что называется "внутренней жизнью", по
ходу которой они вырабатывают большую энергию, большой потенциал, который потом
несут во внешний мир – или оставляют при себе.
Но есть люди совершенно противоположного типа, у которых никакая
энергия в одиночестве не выделяется и не вырабатывается: наедине с собой они
тоскуют, чахнут и идут на дно. Им нужно, наоборот, находиться в плотном
социальном окружении, в состоянии вовлеченности в социальные программы, и лишь
тогда у них включается энергия их личности.
Астрология нам скажет гораздо больше, а именно, ответит на вопрос,
какие специфические энергии и эффекты проявления личной энергии можно ожидать
|
|