|
лечить свои болезни самому!" – я отвечаю, что даже волки, такие, казалось бы,
хищные животные, вылизывают друг другу уши, поскольку у волка язык не
достаточно длинный, чтобы достать до своего уха, поэтому даже волки, как видите,
помогают друг другу, и аналогичные ситуации наблюдаются и в человеческой жизни.
Так вот, вопросы: "Что такое душа?" и "Что такое помощь?" – это очень
небанальные вопросы, и прямых ответов и определений, здесь, по-видимому, нет,
но зато существуют косвенные, или, как говорят, контекстные определения,
заключающиеся в том, что эти слова употребляются в осмысленном тексте, и вы по
смыслу этого текста догадываетесь, каким могло бы быть их значение. И мы с вами
пойдем по этому пути, то есть на вопросы о том, что такое душа, психика и
помощь, я по ходу лекций постараюсь дать косвенный ответ.
Лекции в жанре прорицания. Теперь несколько слов по поводу жанра этих
лекций. Я долго думал, каков же, собственно говоря, этот жанр, и в конце концов
я пришел к выводу, что его можно обозначить словом "пророчество", или, точнее,
"прорицание". Когда я год назад читал здесь, в Новосибирске, лекции по
психологии, то получил из зала такую записку: "У Вас есть все данные, чтобы
стать пророком. Почему Вы им не становитесь?" Потом я познакомился с (весьма
молодым по возрасту) автором этой записки; мы с ним хорошо поговорили, и я
подумал: а что, в самом деле, надо становиться, раз данные есть. Поэтому я
вполне серьезно говорю, что выступаю в жанре прорицания, но не в узком смысле
слова, то есть не в жанре точного предсказания будущего. Надо сказать, что
слово "пророчество" обычно понимается как прорицание, но это неправильно.
Пророк – это человек, который вещает или несет с собой волю Божью, и он не
обязательно предсказывает будущее. А я выступлю в роли прорицателя, но буду
прорицать не какие-то конкретные события, а общие направления развития науки о
душе.
Сейчас у нас кончается год 1998-ой, подходит к концу век, и усиливаются
не только мистические настроения, но и желание подвести итог бурного столетия,
даже тысячелетия, а у кого хватает воображения – двухтысячелетней эры. Хотим мы
этого или нет, но числа обладают огромной магией и влиянием на общественное
подсознание, и созрела идея о том, что надо подводить итоги, надо делать выводы,
надо не совсем пустым входить в следующее тысячелетие, а желательно – с
определенным багажом. И это мнение, существующее в общественном подсознании,
естественно, влияет на каждое индивидуальное подсознание. В частности,
психологи, хотят они этого или не хотят, подводят итоги развития своей науки,
тем более, что психология – наука молодая. Она в ее современном понимании
родилась, как я понимаю, в конце ХIХ века, а до того была сплошь стихийная
психотерапия – преимущественно телесно-ориентированная. Была философия, но
никак не психология в том виде, как мы ее сейчас понимаем. За это время многое
было сделано, и еще больше, пожалуй, открылось дыр, то есть всевозможного
непонимания, но подводить итоги надо, и каждый психолог это делает сам для себя,
и вот этим я тоже собираюсь заниматься. Разумеется, я не претендую на то, что
подвожу объективные итоги психологии ХХ века – это было бы, во-первых,
чрезвычайно самонадеянно, а во-вторых, неправильно методически. Я подвожу итоги
психологии ХХ века в том виде, как лично я ее воспринял, то есть вы имеете
перед собой совершенно субъективные заметки. У нас на пороге, как вам известно,
эпоха Водолея: рождаются новые люди, рождаются новые дети – совсем-совсем
другие, нежели мы сами, рождаются новые идеи и социальные структуры, появляется
новая энергетика и зарождается новая культура. И наша задача заключается в том,
чтобы культура, предназначенная для людей следующего тысячелетия, не строилась
бы на пустом месте. Другими словами, наше поколение должно подготовить
культурный мост, который свяжет людей второго и третьего тысячелетий, и, как
мне кажется, наука о человеке будет играть в культуре будущего центральную роль.
Человек и его психика – это самые сложные объекты во всей нам известной
Вселенной, и если мы что-то поймем в том, как устроена психика и как с ней
можно взаимодействовать, то мы что-то поймем и о Вселенной, а если не научимся,
то, вероятно, погибнем. Такое у меня впечатление. Впрочем, я смотрю в будущее
оптимистично, хотя меня за это и ругают иногда.
Психологические и гуманитарные идеи, на которые я опирался,
подготавливая этот курс, относятся к различным течениям и традициям – восточным
и западным, экзотерическим и эзотерическим. Я всюду искал актуальные для
будущего человека подходы и методы, стараясь вычленить те идеи, которые
казались мне перспективными, хотя сами обнаруженные мною концепции и теории мне,
может быть, в чем-то не очень нравились – но я, как рыбак с неводом, выходил и
ловил самую крупную рыбу, и ее потом разглядывал и смотрел ей в глаза. А она
недовольно била хвостом и строила мне рожи, но я ее потом отпускал. Примерно
так складывались мои отношения с различными психологическими и эзотерическими
теориями, концепциями и практиками. Я старался быть некритичным, и, хотя
критикой можно заниматься долго и убедительно, я не ставил себе такой цели. Я
ставил себе целью найти новые идеи, новые архетипы, которые будут нужны людям
будущего, и вот с некоторым уловом я сейчас перед вами стою.
Новая парадигма психологии. Итак, сейчас у нас время подведения итогов и
создания новой парадигмы в психологии. Парадигма в науке – это основной способ
видения, основной язык, или, по К. Кастанеде, положение точки сборки. Я не
сомневаюсь в том, что скоро должна возникнуть новая парадигма человека –
понимание человека как единого целого – не номинальное, не формальное, а
содержательное и структурное. И каким оно (как мне представляется) будет, мы с
вами и рассмотрим.
Итак, сейчас возникает и формируется новая парадигма человека и новое
|
|