|
Память для человека вишудхи это всегда сокровищница: ценнейшее собрание
пережитых сюжетов, найденных форм, или форм, которые могут быть завершены в
настоящем, а может быть, и в далеком будущем. Во всяком случае, для него она
представляет собой мощный источник энергии и информации, которым он тактично
пользуется, не отрицая прошлого и не разрушая его, а как бы слегка его
трансформируя, понимая и осмысливая его глубже, тоньше, точнее, и получая при
этом ключи к конкретному поведению в настоящем и будущем.
Работа. У человека вишудхи есть два любимых вида деятельности: первый это
работа мастера, руками которого мир создает объекты для себя, и второй это
работа торговца, которая ничуть не менее важна, и задача которой - определить
место в мире для уже созданных вишудховских объектов. Хороший торговец продает
свой товар нужному человеку в нужное время, и для этого необходимо искусство -
не меньшее, чем для создания объекта на вишудхе. В наш век торжества грубой
социальной энергетики и стандартизации, когда объекты, производимые на продажу,
похожи друг на друга, как капли воды, функция торговца, естественно,
профанируется, но в принципе в вишудховской реальности нет двух одинаковых
объектов и двух одинаковых покупателей, и задача торговца заключается в том,
чтобы точно найти время и место для продажи данного объекта совершенно
определенному потребителю, которого он должен как-то привлечь и найти, и эта
задача вызывает у него величайшее вдохновение.
По идее, работа торговца, продающего свой товар покупателю, ничуть не менее
ответственна, чем работа врача, назначающего лекарство больному; однако для
того, чтобы выйти на должный уровень, и продавцу, и покупателю необходимо самим
находиться на уровне вишудхи, то есть ощущать мир как единое целое, а объекты
продажи как неотъемлемые и необходимые его части.
Привязанность и ответственность. Человек вишудхи в роли мастера чрезвычайно
привязан к своему объекту - пока он им занимается. Весь мир словно сосредоточен
на творении этого объекта, и ничего важнее этой задачи не существует. Однако
как только объект изготовлен и занимает свое место в мире, мастер совершенно от
него освобождается; у него остается привязанность к объекту лишь в виде
воспоминаний, которые в свое время могут быть им использованы, и в виде
возросшего мастерства, в частности, еще лучшего ощущения мира как единого
целого, и владения методами, используемыми для творения его частей.
Жизнь человека вишудхи достаточно тонка; в каждый момент времени он нечто
творит, но момент, когда он заканчивает свою работу, неочевиден, поскольку он
всегда выполняет ее на многих планах сразу, в том числе не только на плотном,
но и на тонких. Поэтому он может закончить свою работу в тот момент, когда с
точки зрения плотного плана она еще далеко не доведена до конца или, наоборот,
способен ходить вокруг уже по-видимому совершенно готового объекта и доводить
его до такой степени совершенства, что это вызывает раздражение окружающих,
хотя, с его точки зрения, работа еще не окончена.
Это же касается и его собственной жизни: некоторые ее сюжеты он проводит
чрезвычайно быстро, не задерживаясь на них, хотя кажется, что стоило бы, а на
других он застревает, как будто невидимая сила не выпускает его из ситуации, в
которой вроде бы все уже ясно, все сказано и сделано - и тем не менее он
возвращается к ней снова и снова, продолжая, казалось бы, давно закончившуюся
историю. Однако его глазами этот сюжет еще не завершен и пока он сам не увидит
его как законченный, он с ним не расстанется. Его ответственность есть
ответственность за судьбу мира в целом и никак не меньше, и попытки каким-то
образом снизить эту ответственность или ее конкретизировать, привязав к
какой-то меньшей области, не приведут к желаемым результатам. Человек вишудхи
принимает ответственность сам, а снимает ее с него мир, и эти ощущения (как
возложения, так и снятия ответственности) даны ему в непосредственных чувствах,
и он их ни с чем не спутает.
В каком-то смысле вся жизнь человека вишудхи есть творчество, но оно отличается
от творчества анахаты тем, что в нем всегда уделяется пристальное внимание
инструментам, техникам и восприятию объекта и мира как состоящих из сложным
образом соединенных и соподчиненых частей и элементов. С этими элементами и
связями и работает человек вишудхи, пользуясь инструментами, которые являются
более тонкой частью мира. Его творчество никогда не бывает локальным, оно
всегда какими-то гранями и формами согласуется с судьбой всего мира, и поэтому
творчество на вишудхе не бывает чересчур конкретно - прагматичным и
целенаправленным; у него, как правило, возникают различные побочные результаты,
а у вишудховских творений есть особые качества, которые делают их применимыми к
гораздо более широкой сфере, чем это могло предполагаться в начале. Как заметил
еще Марк Твен, у книг есть масса разнообразных применений, например, тонкие
книги можно подкладывать под ножку стола, чтобы он не качался, а толстой книгой
можно, подкравшись сзади, внезапно ударить по голове своего приятеля, чтобы он,
наконец, вошел в разум и признал вашу правоту.
Свобода творчества глазами человека вишудхи есть нечто несуществующее: у
творчества всегда есть конкретная цель и наиболее точный путь к ее достижению,
который приводит к наиболее адекватному результату, а все остальные пути
приводят к менее адекватным, менее красивым и менее изящным результатам и
являются лишь приблизительным достижением цели. Таким образом, свобода
существует между высококачественным и низкокачественным исполнением задания, и
как таковая она человека вишудхи не интересует. Все необходимые для его
творчества знания и инструменты у него есть, а если ему не хватает личной
энергии для того, чтобы адекватно разрешить поставленную им самим и миром
задачу, он может, конечно, отнести это к своей свободе, но в таком понимании
она ему не очень-то и нужна.
|
|