|
классическом стиле, когда основные понятия вводятся отдельно и изолировано, а
потом студент постепенно учится их комбинировать, сочетать вместе и таким
образом составлять первые фразы - будь то изучение иностранного языка или
искусство айкидо - такое обучение оказывается для человека манипуры наиболее
эффективным. Когда он выучивает основные правила, его дальнейший прогресс и
творчество в процессе обучения могут поразить опытного преподавателя. С другой
стороны, ему может не хватить определенного рода интуиции, когда ему покажется,
что в изучаемом объекте все уже в основном понятно: вполне может оказаться, что
логика, скрытая в объекте, сильно отличается от той логики, которую он ему
навязывает с помощью структур, появляющихся у него в голове, и такого рода
ошибки иногда обнаруживаются довольно поздно и стоят студенту весьма дорого,
когда в результате оказывается, что он изучил и освоил совсем не тот предмет,
который собственно следовало бы изучать. Так студенты, изучающие астрологию,
нередко довольно быстро выучиваются интерпретировать гороскоп, употребляя фразы
собственно астрологического языка, но оказываются полностью беспомощными
перевести их на язык, понятный клиенту:
- Мне не нравится ваш Марс, он весь такой квадратный.
- А что это значит? - в ужасе спрашивает клиент. - Что я должен с ним делать?
- Ну, это уж ваши проблемы, - несколько неопределенно отвечает начинающий
астролог, оставляя клиента в полном недоумении. (Что же ему делать с его
квадратным Марсом? Что это? Родимое пятно? А может, и того хуже: родимое пятно
на его астральном теле?) Впрочем, сказанное относится к изучению не только
астрологии, но и других психологических наук. Гораздо легче приклеить клиенту
ярлык эдипова комплекса или неассимилированного интроекта, чем сказать, как
избавиться от этого самого комплекса или помочь ассимилировать указанный
интроект.
Представления о психике. Если человек манипуры не занимается специально
психологией или самопознанием, то его представления о подсознании и структуре
личности примерно таковы же, как и у человека муладхары, а именно: подсознания
нет, а я есть я, и никаких сложностей и структур за этим не стоит. Если же
человек манипуры начинает специально заниматься темой психологии, структурой
устройства подсознания и структурой личности, он, конечно же, не удовлетворится
простыми схемами, и его модели психики и личности будут достаточно сложными и
многоуровневыми. Он вполне допустит существование у себя и у других людей
различных субличностей, которые существуют почти незаметно для сознания, в
разные моменты берут власть над его волей и, так сказать, гнут свою линию.
Аналогичные представления он будет навязывать окружающим, а будучи психологом,
попытается наложить эту структуру на своих пациентов, что для последних может
быть совершенно непонятным и неадекватным, особенно если они сами относятся не
к манипурному уровню, а, например, к свадхистханному или анахатному. Тем не
менее, такового рода давление, идущее даже от сравнительно простых структур,
как, например, тех, которые были у Фрейда или у Юнга, может оказаться для
пациента достаточно серьезным, если он не только сознательно, но и
подсознательно примет предложенную терапевтом структуру личности и подсознания,
а также расстановку противоборствующих и взаимодействующих в нем сил. Если эта
структура будет сравнительно адекватна, то процесс психотерапии может пойти
успешно, но если она будет находиться в сильном противоречии с реальным
устройством психики клиента, то у него могут возникнуть очень тяжелые
негативные эффекты, проявляющиеся и во время, и много лет спустя после
психотерапии.
Тело и пластика. Тело человека манипуры как бы состоит из различных,
сочетающихся друг с другом частей. Он и лечиться предпочитает по частям:
сегодня желудок, завтра тонкий кишечник, послезавтра толстый, а в воскресенье -
прямая кишка. Двигается он так, что бросается в глаза движение его отдельных
частей, а также их стыковка друг с другом (чем-то это напоминает движение куклы
на веревочках). Ему не хватает плавности, характерной для свадхистханы и
анахаты, но в то же время он может освоить любой танец, любое движение по
составляющим его частям, и достаточно эффектно его исполнять. Если человеку
свадхистханы может быть трудно или даже практически невозможно усвоить
некоторые движения, то для человека манипуры не существует движений, которых он
не мог бы при некотором труде воспроизвести, но органичного сочетания этих
движений друг с другом в определенном танце, а главное, в естественном движении
его собственного тела, при котором оно кажется вылепленным из одного куска, у
него, как правило, не получается. Можно сказать, что он несколько угловат, но
не так, как на муладхаре, - в человеке манипуры как бы больше суставов. Точно
так же он взаимодействует с внешней средой и с различными предметам; его легко
научить техническим навыкам, но ему трудно освоить искусство.
Уровни проработки
На варварском уровне проработки человек манипуры выбирает себе простенькую
структуру из двух-трех элементов и парочки связей между ними и, что называется,
на ней стоит, нагружая этой структурой подходящие и неподходящие объекты и
настаивая на ней во всех случаях, а особенно в тех, когда этого не стоило бы
делать. Это тот случай, о котором народная мудрость говорит: “Иная простота
хуже воровства”. Это значит, что та простота видения и обращения с объектом,
которую он себе позволяет, объект в лучшем случае уродуют, а в худшем -
уничтожают, к большому удивлению самого человека манипуры: ведь он же все видел
и делал правильно. Тем не менее, знание десятка объектов и двух-трех способов
комбинирования позволяют этому человеку строить, пусть варварски, дома, в
которых, пусть плохо, но можно жить, и социальные структуры, которые
оказываются действенными, по крайней мере, в отношении функций угнетения,
|
|