|
полноценной и осмысленной.
Память человека свадхистханы устроена своеобразно: в ней сохраняются скорее
эмоционально окрашенные качества происшедшего, чем сами события. Его
зависимость от памяти меньшая, чем у человека муладхары, то есть он способен
присовокупить к отрицательным воспоминаниям определенные положительные так, что
сформируется сбалансированная картина воспоминания, которая не будет мучить его
так, как способна мучить человека муладхары его память. С другой стороны,
муладхарная память в некоторых отношениях гораздо более острая; в случае
свадхистханы она со временем стирается, делается обезличенной, менее
дифференцированной.
Если у человека свадхистханы возникает невроз, то это происходит, как правило,
вследствие переживания длинной цепочки эмоционально окрашенных событий, в
которых ему трудно выделить ключевой момент; он не станет любимым пациентом
психоаналитика: с ним трудно работать вследствие абстрактности его проблем: к
ним трудно найти ключ в виде определенного события, вспомнив и заново пережив
которое, человек ощутит катарсис и возродится. К нему нужен другой подход,
связанный с переосмыслением и трансформацией психологической реальности
качественного уровня, что требует от психолога существенно более высокого
уровня абстракции и проработки символического подхода, о котором еще пойдет
речь при обсуждении человека аджны.
В работе человек свадхистханы любит, чтобы у него были заранее оговоренные и
поставленные условия, чтобы он был введен в определенные рамки, а работа на
муладхаре кажется ему слишком неопределенной, рискованной и безответственной;
сам он на таких условиях работать бы не стал. Ему нужна определенная свобода,
то есть он не любит мелочной опеки, но качественно задание должно быть
определено достаточно четко, и правила взаимодействия с окружающим миром ему
должны быть ясны.
Для человека свадхистханы важна качественная оценка его труда, как внутренняя,
так и внешняя; балльная оценка мало что ему скажет. Принципиально новых идей от
него ожидать сложно; он склонен развивать уже имеющиеся идеи вширь и иногда
вглубь, но не генерировать качественно новые; поэтому для него важно, чтобы
исходные качества и предпосылки, над которыми он работает, были определены для
него заранее. Если они для ему подходят, если они находят резонанс и понимание
в его внутреннем мире, в тех качествах, которые он способен воспринять, - тогда
он может преуспеть; если же те качества, которые от него требуются, в его
внутреннем мире отсутствуют, то он никогда в этом себе не признается, поскольку,
с его точки зрения, набор имеющихся у него качеств полон; скорее он найдет
необходимым внешним качествам плохо им соответствующие внутренние эквиваленты,
в результате чего его работа окажется весьма неэффективной, но найти причины
этого ему будет чрезвычайно сложно.
Например, секретарше, которой начальник дает задание быть с посетителями доброй
и у которой во внутреннем мире соответствующее качество отсутствует, придется
перевести его на собственный язык. Она может сделать это по-разному. Она может:
а) стать красивой, то есть положить на лицо вдвое больше косметики, чем обычно;
б) с удвоенным усердием готовить чай; или
в) старательно поддерживать с посетителями беседы на интересующие их темы.
Объяснить ей, что доброта во взгляде это не первое, и не второе, и не третье,
будет чрезвычайно сложно: она и так делает все, что может, и чего еще можете вы
от нее хотеть?!
Ответственность человек свадхистханы понимает в общем, на качественном уровне.
Этим он отличается от человека муладхары, для которого понятие ответственности,
как правило, заменяется понятием счастливой случайности. Если последний -
честный человек, он скажет: “Я ничего не обещаю, я постараюсь”. Человек
свадхистханы, напротив, может обещать, и даже с большим основанием, и он
действительно выполнит то, что он обещал, но не конкретно, а в общих чертах, и
не нужно порицать его за то, что он не сделал чего-то конкретного.
Например, муж, отправляясь на работу, просит свою свадхистханную жену к вечеру
привести квартиру в порядок, поскольку он вечером заглянет с ответственными
деловыми гостями. Он просит, чтобы в доме было особенно чисто, чтобы все вещи
стояли на своих местах и был сервирован ужин. Хороший муж, зная характер своей
жены, не станет конкретизировать, какие именно блюда она должна приготовить и
каким именно образом должны быть расставлены цветы в вазе, сколько денег должно
быть потрачено на сладкое и сколько на фрукты; если же он предложит жене
подобные инструкции, то вряд ли они, при всем ее желании, будут в точности
соблюдены.
Точность, необходимая секретарше, которой нужно в строго определенный день
отправить письмо или сделать телефонный звонок, передав совершенно определенную
информацию, дается человеку свадхистханы с огромным трудом. Для того, чтобы
совершить точный поступок, ему нужно отождествить его с определенным качеством,
что психологически ему чрезвычайно сложно, и чересчур ответственные должности,
которые требуют большой точности в делах и поступках, ему лучше не занимать.
С другой стороны, он может быть очень творческим человеком в профессиях, где
требуется разработка вариаций на данные темы; здесь ему может не быть равных.
Точно следить за температурным режимом выпекаемого торта - не его стихия; но
вот украшать его разнообразными розочками и причудливыми кремовыми бордюрами с
помощью кулинарного шприца - здесь он может проявить себя истинным художником.
Хозяйка, живущая на свадхистхане, не склонна пользоваться точными рецептами и
никогда не станет запоминать, как именно она готовит свои блюда, и каждый раз
они будут получаться у нее немного по-другому, но, при должном навыке, всегда
окажутся вкусными.
|
|