|
горшка.
* * *
Каждый из трех уровней - синтетический, качественный и предметный - в какие-то
моменты привлекает человека, и осознавая это или нет, он пользуется этими
уровнями, или, точнее, находится на них. Но есть люди, в чьей жизни один из
этих трех уровней играет особенную роль, фигурируя постоянно или большую часть
времени, и тогда мы можем говорить о человеке синтетического уровня, человеке
качественного уровня или человеке предметного уровня. Научившись распознавать
эти три психологических и бытийных типа, мы не только начнем лучше понимать
окружающих нас людей, но и получим существенное подключение к синтетическому
архетипу и его уровням как таковым, поскольку любой архетип наиболее полно
выражается именно в психике, жизни и судьбе человека. Конечно, рассматриваемые
ниже три типа это определенные крайности, и каждый реальный человек
представляет собой их комбинацию, но, как это всегда бывает, крайности
встречаются гораздо чаще, чем можно предположить чисто логически, и автор
переходит к их описанию.
Глава 1
Мистик-харизматик
Человека, для которого основным уровнем бытия является синтетический,
естественно называть мистиком-харизматиком. Несмотря на несколько экзотическое
название, такие люди встречаются довольно часто, но нередко вызывают недоумение
и даже порицание окружающих, в большой мере связанное с совершенным их
непониманием. И, действительно, понять такого человека нелегко, в том числе и
ему самому.
Символом мистика-харизматика мог бы быть круг как символ замкнутой
самодовлеющей Вселенной. В зависимости от степени своего развития, он ощущает
себя либо центром этого круга, либо всем кругом, относя то, что ему неведомо,
далеко за его пределы. На высшем уровне этот круг мог бы служить символом
находящегося в нирване Будды, на низшем - полностью погруженного в заботы о
своей личности эгоцентрика. Пафос жизни мистика-харизматика это объединение
всей реальности, как внешней, так и внутренней, вокруг некоторой единой идеи,
которая для него абсолютно реальна, но, в то же время, весьма абстрактна, и
выразить ее он может лишь некоторым символом или словом, которые для него полны
смысла, а для окружающих могут звучать не более, чем пустым лозунгом. Строго
говоря, цельность и синтетичность бытия для мистика-харизматика не являются
целью, так как они изначально уже достигнуты. Его может не устраивать только
уровень этой цельности, и в тех случаях, когда этот уровень понижается, он
стремится его повысить. Идея, которая ведет его по жизни и организует вокруг
него пространство, едина и синтетична по самому своему определению. Остается
только сделать так, чтобы она охватила и подчинила себе весь мир, чем
мистик-харизматик и занимается: в некоторых случаях он делает это во внутреннем
мире, в некоторых - старается максимально распространить ее вовне. В этом и
заключается пафос и смысл его жизни, хотя внешне его усилия могут выглядеть и
интерпретироваться совсем по-другому. Но если вы не поймете фундаментального
факта его внутренней жизни, то вы проинтерпретируете его поведение совершенно
ложным образом.
Мистик-харизматик ощущает мир как происшедший из некоторой точки и вечно
тянущийся к ней. Этот идейный центр бытия и представляет его основную ценность
и смысл, и чем ближе вы находитесь к этому незримому, но ясно ощущаемому центру,
тем лучше. Если же где-то, весьма далеко от этого центра, его притяжение и его
влияние не ощущаются, то нужно сделать так, чтобы оно стало ощутимым.
Центральная идея, породившая и объединяющая весь мир, настолько сильна, что
ничего большего для объединения не нужно: он един именно вследствие его
принадлежности этой идее, и можно лишь пожалеть тех людей, которые этого не
чувствуют. Все, что не подчинено указанному принципу единства, является
иллюзорным и имеет лишь условное право на существование, притом временное.
Можно не знать точно, каков этот центр, объединяющий мир, но нельзя не
чувствовать его притяжения и влияния.
Мировоззрение. Мистик-харизматик смотрит на мир как на управляемый единой
причиной, единым законом, характер и точные действия которого он, как правило,
указать не может и к этому не стремится. Однако он постоянно ощущает этот закон
и видит всевозможные его проявления как управляющие миром в целом. Уклонения от
единого закона возникают также только по его, закона, предписанию. Обычно для
имени этого закона употребляются достаточно абстрактные слова: воля Божья,
карма, эволюция, природа, природные силы, и мистик-харизматик не стремится их
как-либо конкретизировать, его даже устраивает, что этот закон не может быть
описан рационально чересчур точно. Однако он приветствует открытие частных
законов в той мере, в которой они имеют в виду в дальнейшем вписаться в
универсальность, которая предполагается имеющей совершенно мистический характер
и рационально не постижимой.
Если мистик-харизматик религиозен, то его религиозность будет иметь тотальный
характер, на первый взгляд она сможет даже устрашить. При ближайшем
рассмотрении, однако, оказывается, что Бог в его понимании не слишком четко
контролирует жизнь каждой частички Вселенной, Он пронизывает эту Вселенную, но
все-таки от нее отличен, Он гораздо более тонок и те частички, которые не
желают признавать Его бытие, имеют на это полное право (с Его санкции). С точки
зрения мистика-харизматика, тот факт, что наука не обнаружила Бога, ни в коей
мере не означает Его отсутствия. С его точки зрения, Бог показывается лишь тем,
кто очень хочет Его увидеть и удостоился Его особого расположения. Нет ничего
|
|