|
осуществить его замысел. Этого волшебного помощника надо сначала усердно
призывать, тратить на него свое время и душевные силы, потом вступать с ним в
диалог, получать его согласие на определенную деятельность в целом, и
обеспечивать ему защиту от конкурирующих с ним духов и ангелов, которые на
время его деятельности остаются как бы без работы, против чего они как правило
активно возражают. Когда человек говорит: “Я бы с удовольствием сделал это, но
мне не хватает времени,” - он выставляет аргумент предметного уровня, то есть
речь идет о том, что у него нет ресурсов, относящихся к конкретной жизни, но в
действительности за этим всегда стоит и отсутствие ресурсов душевного порядка,
то есть в действительности этому человеку не хватает определенных качеств,
которые дали бы ему возможность реализовать ту программу, на которую у него как
бы не хватает времени; на самом же деле ему не хватает не времени, а
определенного душевного потенциала. В свою очередь, душевный потенциал может
возникнуть лишь при условии того, что данное качество, данный аспект является
раскрытием и проявлением духовной сущности, которую мы называем внутренним “я”,
и которое именно сейчас хочет проявить данное качество; если же оно этого не
хочет, точнее - не имеет соответствующего намерения, то все попытки человека
сделать это искусственным и насильственным образом приводят к внутренне
неудовлетворительным для него результатам - хотя внешне ситуация может
выглядеть вполне благополучной.
Следующее чрезвычайно важное приложение триадического архетипа касается схемы
материализации архетипа. Всегда, когда в природе наблюдается класс сходных
между собой объектов, возникает отчетливое впечатление, что они порождены
некоторой абстрактной идеей, единой для них для всех; эта идея может быть
названа архетипом данного класса. Например, архетипом для всего человеческого
рода является первочеловек Адам Кадмон (Адам Первозданный, в переводе с иврита),
по образцу которого Бог сотворил всех остальных людей. Однако между
абстрактной синтетической идеей, или архетипом, и ее воплощением в виде
конкретного объекта находится (на качественном уровне) еще один объект:
индивидуальный прототип данного объекта, который представляет собой не что иное,
как набор качеств, которыми должен обладать данный объект и которые в своей
совокупности отличают его от всех прочих объектов того же рода. Так, например,
у каждого человека имеется архетипический образ Адама Кадмона, по образу и
подобию которого он создан в общем, но, кроме того, у него еще имеется его
индивидуальный прототип, то есть набор качеств, которыми должен обладать он
лично и которые отличают его от всех остальных людей. В эзотерике есть
представление об энергетическом двойнике человека, который (двойник) стоит как
бы вверх ногами над человеком, так что они соприкасаются макушками; возможно, в
этом образе отражена идея индивидуального прототипа.
Индивидуальный прототип представлен в сознании людей по-разному - у одних
сильнее, у других - слабее, но с ним всегда можно работать. С точки зрения
целительства, работу с самим человеком, то есть с его физическим и более
тонкими телами, можно назвать симптоматическим целительством, потому что любые
изменения в самом человеке контролируются его индивидуальным прототипом; но, в
отличие от симптоматического целительства возможно воздействие качественно
более высокого уровня, при котором целитель взаимодействует непосредственно с
индивидуальным прототипом пациента и корректирует либо сам прототип, либо его
отношения с пациентом, поскольку в очень большой степени болезни человека
связаны не с тем, что его физическое и более тонкие тела несовершенны, сколько
с тем, что они плохо связаны с индивидуальным прототипом (или же болен
последний), и тогда, информация о состоянии человека недостаточно быстро и
полно поступает к прототипу, а корректирующее воздействие, идущее от прототипа
к человеку, также происходит с задержками и искажениями.
Индивидуальный прототип не следует представлять как некоторый физический или
тонкий образец человека - это скорее набор предрасположенностей, которые на
другом языке могут называться наследственностью или наработанной кармой, и эти
предрасположенности, носящие именно качественный характер, воплощаясь в
конкретных условиях материального и тонкого тел и среды, формируют уже
конкретного человека с его тонкими и плотными телами и обстоятельствами внешней
и внутренней жизни. Этот процесс можно проиллюстрировать на следующем примере.
К гончару приходит заказчик и говорит: “Мне нужен горшок. Он должен обладать
такими-то качествами, быть приблизительно такой-то формы и украшенным таким-то
орнаментом.” После этого гончар начинает работать. Прежде всего он формирует из
единого архетипического Горшка, образ которого есть у него в голове,
индивидуальный прототип будущего изделия, а именно, он мысленно подбирает сорт
глины, выбирает конкретную форму, краски, глазурь - и лишь после того, как у
него в воображении сформировался достаточно определенный образ горшка, то есть
полный набор качеств, которыми тот будет обладать, гончар приступает к его
изготовлению. Результат его работы, то есть конкретный горшок, будет,
естественно, несколько отличаться от того образа, который был у гончара,
вследствие того, что глина обладала спецификой, которую мастер не до конца
предвидел, гончарный круг крутился чуть быстрее или медленнее, где-то дрогнула
рука самого гончара, что-то непредвиденное случилось во время обжига, появились
непредвиденные трещины, неровно легла глазурь - но все-таки в получившемся
объекте, то есть горшке, можно угадать ту мысль, которая его породила, то есть
архетипический Горшок, и те конкретные особенности этой мысли, которые вызвали
к жизни данный экземпляр.
Итак, в данном случае архетип это общая идея, объединяющая в сознании гончара
всю совокупность имеющихся и мыслимых горшков, а индивидуальный прототип это та
конкретная мыслеформа, которая создается гончаром для изготовления данного
|
|