|
дополнительными оттенками, иногда многими. Будущее бывает “отдаленное”, бывает
“очень отдаленное”, бывает “вероятное”, “невероятное”, “желательное при
определенных условиях” и т.д. Какие-то из этих эпитетов наиболее тесно связаны
у него с эпитетом “будущее”, какие-то эпитеты сопутствуют в его внутреннем мире
эпитету “прошлое”, но какие именно, вам стоит выяснить, если вы хотите понять
этого человека достаточно хорошо.
Логика. Для того, чтобы понять логику идеалиста, нужно тщательно разобраться с
тем, что он считает основой для нее. По идее, основа математической логики -
это факт, или утверждение. Однако само понятие факта или утверждения слишком
конкретно для идеалиста, поэтому, если даже внешне речь его напоминает
логическое рассуждение, качественный смысл он вкладывает не только в логические
связки (и, или, не), но придает его также и логическим элементам, то есть
фактам, которыми он оперирует. Обычно логика идеалиста достаточно текуча,
поскольку объекты, которыми он оперирует, это преимущественно качества или
факты, их представляющие или к ним тяготеющие - каковые объекты, в принципе,
плохо поддаются логической обработке, и поэтому, говоря про логику идеалиста,
следует понимать, что это не более, чем логически ориентированная речь, смысл
которой скорее убеждение, нежели доказательство. Например, имея целью доказать,
что Днепр впадает в Черное море, идеалист не станет аргументировать это
географической широтой и долготой реки вблизи устья и расположением Черного
моря, а будет рассуждать в таком роде: “Вода в реке имеет склонность течь по
направлению местности вниз; большая часть рек Восточно-европейской равнины
течет или на север или на юг; располагаясь в южной ее части, Днепр, естественно,
течет на юг, а единственный большой водоем в южной части равнины это Черное
море, а потому велика вероятность того, что Днепр впадает именно туда.” Если
идеалисту не нравятся чьи-то рассуждения, он не будет искать в них дыру, а даст
некую общую оценку, например, он скажет: “Слабовато” или “Ваши рассуждения
недостаточно стройны” или “Вы чересчур твердо стоите на своих позициях”, - и
возразить ему по существу будет чрезвычайно сложно. Зато если качество ваших
рассуждений его устроит, например, они окажутся “достаточно изящными”, “весьма
стройными” или “емкими”, то он примет их, даже если с точки зрения формальной
логики вы допустили грубые ошибки. Этот человек совершенно спокойно может
сказать собеседнику, пытающегося его в чем-то убедить: “Мне не нравятся ваши
рассуждения, они убоги”, - и сам он, получив подобную оценку, сочтет ее имеющей
право на существование и, более того, она будет для него содержательной, хотя
для прагматика в этих словах нет совершенно никакого смысла.
Энергия. Если для мистика-харизматика характерна неопределенная сила,
собирающая людей вокруг абстрактной идеи, то для идеалиста характерна сила,
направляющая людей к определенному аспекту или качеству. При этом сам идеалист
является носителем этого качества и оно проявляется через него с чрезвычайной
энергией. Однако чересчур конкретно специфицировать энергию и предопределять
формы, в которых она выразится, идеалист не склонен.
Например, идеалист в роли учителя рисования ограничивается тем, что приносит в
класс кисти и краски, ставит композицию и вдохновляет учеников на то, чтобы они
начали рисовать, а уже конкретные цвета и формы, которые они выбирают, волнуют
его гораздо менее, чем некое общее эстетическое чувство или эстетическая
вибрация, которая повисает над классом и которую он старательно поддерживает.
Неудачные и некрасивые линии, плохо сочетающиеся краски на листах отдельных
учеников его нисколько не огорчают, если он в целом видит, что ученики
вдохновляются и стараются. Он верит в силу своего эстетического потока, который
рано или поздно проникнет в души его учеников. Учитель рисования предметного
уровня ведет уроки совершенно по-другому, тщательно исправляет ошибки, иногда
сам рисует в альбомах учеников, и это совершенно другой тип учителя.
Если говорить о социальной деятельности, этому человеку хорошо поручать
какой-нибудь ее аспект, например, аспект деятельности фирмы, который
соответствует его склонностям, и тогда он будет следить за тем, чтобы
соответствующие энергии и качества вошли в плоть и кровь фирмы и наполнили ее
целиком; при этом о других аспектах ее деятельности он может совсем не думать
(эти сферы можно поручить другому человеку, также качественного уровня, но с
иными склонностями).
Любимые роли и герои. Вообще, чтобы лучше понять человека, следует узнать,
каковы его любимые роли и любимые сказочные и литературные герои. Любимые роли
идеалиста в театре называются характерными, это роли, которые представляют
какую-либо черту характера, какое-либо качество героя и содержание роли
заключается в развитии и проработке этого качества, в его демонстрации в
различных ситуациях и на различном материале.
Если говорить, например, о сюжете волшебной сказки, герой которой совершает
путешествие в потусторонее тридевятое царство, проходит множество испытаний и
получает разнообразные магические умения, то, с точки зрения идеалиста, он
слишком универсален. Строго говоря, героя сказки следовало бы отнести к
синтетическому типу: он должен уметь делать все, а волшебные помощники, с
которыми он учится дружить и волшебные предметы, которыми он учится
пользоваться, представляют собой как бы аспекты его будущей синтетической силы.
Идеалист, как правило, идентифицирует себя именно с такими помощниками,
символизирующими определенные качества или черты, - так например, Василиса
Премудрая и Конек-горбунок представляют качество мудрости, способность найти
выход из затруднительного положения, Змей-горыныч представляет качество
разрушения, а второстепенные герои: Объедало, Опивало, искусные мастера любых
профессий, например, фехтовальщик, который может крутить над собой меч с такой
скоростью, что ни одна капля дождя на него не попадает, - все эти персонажи
|
|