|
интересов идеалиста. Если мистик-харизматик интересуется в своей религиозности
вопросом: “Что есть Бог?”, то идеалист оставляет этот вопрос за кадром и
задается вопросами: “Каков Бог?”, “какова природа?”, “какими качествами и
атрибутами они обладают?” - и не стремится ответить на них слишком конкретно,
для него достаточно определить эти качества абстрактно, не специфицируя их до
предметного уровня, так как на предметном уровне его религиозность вянет или
вовсе исчезает.
Для идеалиста типичны высказывания типа: “Бог есть истина”, “Бог есть любовь”;
если попросить его как-то конкретизировать эти определения, он может сказать:
“Бог есть возвышенная любовь”, “Бог есть любовь самоотверженная”, “Бог есть
любовь-жалость” или “Бог есть объективная истина”, “Бог есть субъективная
истина, очищенная от наслоений эго”. Эти определения совершенно его устраивают
и его религиозные чувства полностью с ними резонируют, но чересчур
конкретизировать такие достаточно абстрактные формулировки у него нет ни
желания, ни тем более намерения. С другой стороны, чересчур абстрактное
синтетическое определение Бога для идеалиста не вполне понятно и беспредметно.
Он может поклоняться Богу как Первопричине Вселенной, или как ее Источнику, или
как Основной Силе, которая ведет эволюцию, или Богу, который разрушает мир, но
какие-то качества этого Единого и Абсолютного Существа должны быть обозначены.
Карму, то есть закон причин и следствий, идеалист также воспринимает на
качественном уровне, то есть не опускаясь до установления конкретной связи
между событиями. Если идеалист верит в перевоплощения, то кармическая
наследственность видится им, например, как соотношение между чертами характера,
выработанными в этой жизни, и видом, который человек приобретает в следующем
воплощении, как это выражено в индуизме, где считается, что если человек в этой
жизни жадничает и стремится к плотским удовольствиям, то он воплощается в
свинью; если он склонен дразниться и пререкаться, то превращается в обезьяну;
если он чрезвычайно туп и не стремится ни к какому познанию, он воплощается
ослом и т.д. Однако кармические закономерности, выражающиеся в том, что события
данной жизни влекут какие-либо определенные обстоятельства и события в
следующей, а также аналогичные взаимосвязи в пределах данной жизни идеалист
чаще всего не воспринимает. Он признает, что если он в целом был глуп и не
занимался самосовершенствованием, то через некоторое время это скажется на его
карьере или на его детях, которые вырастут более низкого качества, но он
никогда не скажет, что какое-то определенное событие в его детстве или
отрочестве могло бы вызвать к жизни другое событие во взрослом возрасте: такого
рода связи и категории ему непонятны, весьма подозрительны и кажутся большими
натяжками.
Характер религиозности этого человека может определить его профессию: если он
слышит Бога в звуке - он станет музыкантом, и это будет музыкант по призванию;
если он видит Бога в цвете - он станет художником; если он ощущает Бога в форме
- он станет скульптором; если он видит Бога в тех или иных моральных и
гуманитарных категориях - он займется профессией, связанной с привнесением в
человеческий мир справедливости, изобилия или порядка. При этом к совсем уже
конкретным особенностям своих занятий и своей жизни он может быть сравнительно
равнодушен, лишь бы главные качества, которые он в ней усматривает,
соответствовали его способу видения Бога, его религиозности, присущей ему от
рождения.
Свою судьбу он будет характеризовать различными эпитетами. Например, он скажет:
“Сейчас у меня светлый промежуток”, “сейчас у меня тяжелая жизнь”, “сейчас моя
карма заузлена и вихрится”, - но обычно он верит, что характер кармы может
меняться и с интересом наблюдает свою и чужую жизнь, давая ей порой довольно
тонкие и глубокие качественные оценки. Если спросить его, как он представляет
себе загробную жизнь, то описание, которое даст идеалист, будет также носить
качественный характер. Вряд ли он будет напирать на фруктовые изобилия рая,
описывая конкретные сорта яблоневых и грушевых деревьев, растущих там; скорее
его описание будет абстрактным, он скажет, что там будет хорошо, тепло, сытно,
уютно, вкусно, а в аду, наоборот, серо, безблагодатно, тяжело, душно и
безотрадно. На жизненный путь идеалист смотрит как на познание определенных
качеств бытия и отработку соответствующих качественных умений. Сюжеты, на
которых происходят это познание и отработка интересуют его гораздо меньше, так
как ему кажется, что основной акцент (пафос) кармы падает именно на
качественный уровень. Поэтому однократный поступок или событие, случившееся в
жизни этого человека, сами по себе не представляют для него какого-либо
существенного значения: они представляются ему не более, чем частными
манифестациями определенного качества или нескольких качеств, и как таковые не
имеющими самодовлеющей ценности.
Мировосприятие. Идеалист ощущает мир в качествах; при этом он в своем
восприятии может достичь необычайной тонкости, подобно Питеру Брейгелю, на
полотнах которого, как известно, существует до двадцати оттенков серого цвета.
Однако сами объекты внешнего мира, соотношения между ними и конкретные события
играют для него лишь вспомогательную роль - чаще всего роль толчка, или стимула,
который вызывает в его внутренней жизни ощущение тех или иных качеств. Он
может заниматься разработкой качественных моделей реальности, и тогда мы скажем,
что у него есть склонности к теоретической науке; или он может моделировать
внешний мир так, как это делает художник, который старается ощутить
качественную подоплеку предметного мира и передать ее на своих полотнах.
Мировоззрение идеалиста определяется в большой мере стремлением оторвать
качества от их предметных носителей и видеть и нести их (качества) в мир сами
по себе (в той мере, в какой это вообще возможно). Если он ощущает, что в мире
|
|