|
ученики разочаровываются в нем, а иногда и вовсе от него уходят. И хотя
восточная мудрость говорит, что у духовных учителей не следует учиться мирским
наукам и искусствам, но все же какой-то уровень знания предметных областей,
особенно гуманитарного толка, духовному учителю необходим - хотя
харизматик-любитель в роли духовного учителя может придерживаться и
противоположной точки зрения, считая, что он может предъявить своим ученикам
Бога в чистом виде, и это есть самое главное и единственно важное.
Мистик-харизматик профессионального уровня, или харизматик-профессионал, хорошо
разбирается в природе своей харизмы и своего объединяющего людей начала и умело
их использует, адекватно подстраиваясь к самым различным ситуациям и положениям.
Ему свойственна очень высокая техника манипуляции другими людьми и тонкое
интуитивное знание человеческой психологии; в особенности тонко он чувствует
действие своей личности на других людей, умеет оценить впечатление, которое он
произвел на того или другого человека, понять, насколько сильно это впечатление,
какие аспекты другого человека он задел, и придет тот к нему или же шансы на
это малы.
Харизматик-профессионал не тратит своей харизмы попусту; он высоко ценит даже
один-единственный свой взгляд, брошенный в том или ином направлении, и этот
взгляд иногда производит впечатление, от которого трудно избавиться, и действие
которого сохраняется в течение многих лет.
Сила харизматика-профессионала заключается в умении объединить людей под
определенным лозунгом, планом или программой и сделать так, чтобы эта программа
не только началась, но и реализовалась. Конечно, он будет заниматься не каждой
программой, а только той, которая отзывается у него внутри, но спектр его
занятий может быть довольно широк. Он при желании может сделать так, что
человеку в его присутствии будет очень хорошо, однако он пользуется этим
умением не слишком часто, стараясь передать своему ближайшему окружению не
эфирно-астральную энергетическую поддержку, а организующий харизматический
канал как таковой, то есть способность привлекать людей к себе и вести их за
собой, и при должных усилиях такая передача может состояться. Как правило, этим
качеством обладают значительные организаторы, директора крупных фирм, лидеры
любых больших человеческих коллективов.
В присутствии этого человека пропадают многие сомнения, сглаживаются острые
углы и становится понятным, что надо делать, чтобы обрести единство. Уже сам
факт служения харизме означает определенную интеграцию личности, интеграцию,
которая нейтрализует или, по крайней мере, ослабляет остроту имеющихся в душе
человека противоречий. Что же с того, что в мире есть зло, оно придает ему
глубину, цвет, вкус, аромат и дает возможность добру проявиться и стать
объемным и материальным, а то, что добро в конце концов победит - сомнения в
этом в обществе харизматика-профессионала отпадают. Другое дело, что под добром
в этой ситуации понимается служение определенной идее, и если вы в ней когда-то
разочаруетесь, то кризис в вашей жизни будет тотальным.
Харизматик-профессионал многосторонен, он может говорить о самых разных вещах,
может разбираться в самых различных аспектах и деталях, но всегда чувствуется,
что не это в нем главное. С другой стороны, проработанность предметного и
качественного уровней дают ему возможность приспосабливать к себе самых разных
людей и существенно корректировать и изменять самые разные жизненные
обстоятельства. В социальной работе его харизма выражается в том, что
обстоятельства и психология людей волшебным образом, как бы сами по себе,
выстраиваются нужным для главного замысла харизматика-профессионала способом.
Этот главный замысел есть основное внутреннее содержание его жизни и, может
быть, плохо выражается в конкретных образах, но для него самого он представляет
собой нечто вполне определенное, и окружающий его мир этому замыслу полностью
подчинен.
Глава 2
Идеалист
Теперь мы рассмотрим человека, в чьей жизни главенствующую роль играет
качественный архетип. Этого человека можно назвать идеалистом или романтиком в
зависимости от того, ощущает он себя относящимся к сфере науки и рационального
мышления или же к сфере искусств.
Пафос идеалиста относится к сфере идей, но идей достаточно конкретных, во
всяком случае, являющихся какими-либо проявлениями, аспектами или качествами
универсальной идеи. Если для мистика-харизматика главный вопрос: “Что?”, то для
идеалиста он звучит скорее: “как?”, “каким образом?”, “в каком аспекте?”. Если
синтетический уровень можно уподобить Единому Богу, а прагматический - грешной
или прозаической (материальной) земле, то качественному уровню соответствуют
ангелы, которые, с одной стороны, ведут свою собственную ангельскую жизнь, а с
другой - являются промежуточным звеном, соединяющим Бога и человека, небо и
землю. Смысл деятельности идеалиста заключается в том, что он дает первичное
раскрытие единой синтетической идеи, то есть формирует и уточняет свойственные
ей качества и помогает этой идее транслироваться на предметный уровень и,
являясь промежуточным звеном, окрашивает ее прагматически. Другими словами,
качества, занятия которыми есть основное содержание жизни идеалиста, сами по
себе не присутствуют на предметном уровне, но они дают последнему определенное
наполнение и акцентировку, которая имеет для него большое значение.
Религиозность. Как идеалист воспринимает Бога? Он видит Его как носителя и
первопричину разнообразных качеств, развитием и конкретизацией которых
становится предметный мир. Вообще, теология как наука о Боге относится к сфере
|
|