|
оно присутствует в сознании человека в виде неясного раздражения непонятно, на
что - ведь нельзя же, в самом деле, сердиться на человека за то, что он тебя
искренне любит!
* * *
Читатель может спросить: “Неужели я должен в каждой конкретной ситуации
сознательно и точно разграничивать иньские и янские роли? И что мне это даст?”
Прежде всего, сознательное наблюдение быстро становится полусознательным, а
затем практически бессознательным - но соответствующий акцент на инь или ян
выплывет в сознание, когда это окажется существенным. Может быть, пользы от
постоянного контроля за инь-янским качеством ситуаций окажется вначале и не так
много (дальше ее будет больше), но зато у практикующего будет много
возможностей уменьшить взаимонепонимание с окружающими, связанное с ошибками в
определении и использовании иньской и янской модальностей. Интересно, в какой
модальности читатель понимает последнюю фразу - в иньской или янской? Что это:
наблюдение, информация к размышлению, необязательный совет, настоятельная
рекомендация или плохо скрытая угроза? (Нужный ответ читатель может подчеркнуть
или по желанию вписать свой собственный.)
* * *
Для того, чтобы хорошо понять архетип, нужно представить себе его действие на
разных уровнях, начиная от примитивного и кончая высокими; ниже условно
выделены три основных уровня проявления янского и иньского архетипов: низший,
средний и высокий.
Низшие, или варварские проявления янского архетипа характеризуются
неадекватностью воздействия духа на материю, что часто проявляется в плохой
соотнесенности этого воздействия с природой и потребностями материи. Дух, имея
определенную потенцию, стремится ее реализовать на некотором материале. Однако
для этого ему подходит не всякая материя, и он, подобно лермонтовскому Демону,
ищет свою царицу Тамару, но находит ее не сразу, и случаи, когда он сильно
ошибается в выборе, как раз и относятся к низшим проявлениям ян. Нередко при
этом само воздействие является недозревшим или перезревшим уже в своем
потенциальном виде, что априори исключает возможность адекватного воплощения.
Так, например, плохо для богатого туриста ехать в нищую, хотя и экзотическую
страну развлекаться, точно так же как бедняку с тощим кошельком не стоит идти в
шикарный универмаг; однако и то, и другое время от времени случается, и тогда,
разобравшись в предпосылках происшедшего, всегда можно обнаружить
неадекватность первичного янского импульса - в данном случае намерения человека
отдохнуть или отовариться. Может быть, импульс отдыхать возник раньше, но не
был вовремя реализован, или у человека в подсознании было совсем иное намерение,
которое, однако, не было пропущено в сознание в своем первоначальном виде, и в
процессе редактирования цензурой подсознания существенно исказилось. В любом
случае, низший янский потенциал априори не может быть адекватно реализован, и
потому он бывает привлечен материей, ему не соответствующей, которая вследствие
этого даст на воздействие реакцию, весьма далекую от предполагаемой. При этом
важно понимать, что в природе по идее востребованы все виды воздействий, в том
числе как тонкие, так и самые грубые, и все они могут, при соответствующих
обстоятельствах, быть совершенно адекватными. Волк, например, груб по своей
природе, он хищник и питается животными; тем не менее функция “санитара леса”
как бы морально оправдывает его поведение, чего не скажешь о человеке,
питающемся лучшими, а не худшими представителями фауны. Таким образом,
дефектность низшей октавы янского архетипа заключается не в том, что потенциал
воздействия в принципе не годен для воплощения, а в том, что он воплощается не
там, на так и не вовремя, причиной чему служит в первую очередь его
неготовность к адекватному воплощению, способствующему эволюции материи.
Средние, или любительские проявления янского архетипа характеризуются меньшей
энтропией, то есть хаосом, вносимым в материю; здесь можно говорить о
согласовании в целом активности духа с природой материи. На низшем уровне
акцент воздействия стоит скорее на энергии, которая, внедряясь в материю,
что-то с ней делает - чаще всего попусту раздражает или откровенно разрушает.
На среднем уровне в янском потенциале уже есть определенная мысль, относящаяся
к воздействию на материю (например, это может быть его цель или план
воздействия), и есть какие-то представления о необходимых качествах, которыми
должен обладать объект воздействия. Соответственно и само воздействие протекает
удовлетворительно, а материя оказывается в основном подготовленной к
воздействию, то есть оно в целом согласуется с ее природой и отвечает ее
актуальным запросам. Потенциал воздействия ощущается на этом уровне как в
принципе созревший, то есть готовый для воплощения, но несколько
недооформленный, и потому неточно находящий себе материю для воплощения и
воплощающийся в слабо предсказуемом виде; впрочем, на низшем уровне янского
архетипа результат воплощения вообще непредсказуем.
В качестве примера можно привести работу с топором. На варварском уровне
проявления янского архетипа находится обуянный гневом сумасшедший, который,
вооружившись топором, крушит все вокруг себя без разбора. На любительском
уровне находится садовод-любитель Иван Пафнутьевич, который может несколько
неуклюже срубить высохшее дерево и разрубить его на дрова, обтесать колья для
ограды, поправить покосившуюся калитку, в крайнем случае - сколотить на дворе
стол на врытых в землю столбах. Однако поставить сруб, не говоря уже о
сооружении стропил и крыши простейшего деревянного дома - это далеко
превосходит его возможности, относясь уже к профессиональному уровню проявления
янского архетипа.
С точки зрения материи, средний (любительский) уровень янских воздействий в
|
|