|
или иную информацию, мало вникая в то, как именно она будет воспринята.
Наоборот, именно качество и особенности восприятия и усвоения материала
находятся в центре внимания учителя; выражаясь метафорически, он сеет в
учениках зерна вполне определенного сорта (допустим, ячменные), и для него
важно, какие из них вырастут растения: лен, фасоль или крапива его в данном
случае могут не устроить.
Другими словами, дух несет ответственность за свое проявление в материи, хотя
редко может в деталях предсказать формы этого проявления. Эта неточность
(плохая предсказуемость) тем выше, чем меньше первичное (априорное)
согласование потенции духа с возможностями и потребностями материи. Так,
преподавая своим ученикам теории и техники, до которых они еще не доросли,
учитель рискует увидеть их (учеников, теории и техники) в жалком состоянии, а
иногда сам становится жертвой неадекватности своего преподавания, когда
непредвиденные последствия бьют его по голове. “За что боролись, на то и
напоролись”, - горестно комментирует он свое поражение, во многих случаях
обусловленное чересчур прямолинейным представлением о взаимодействии инь и ян.
В действительности соответствующая динамика сложна и многослойна. “Дух
воздействует - материя воспринимает” - это, конечно, справедливо, но оба
эволюционируют и порой весьма подвижны; кроме того, иньская и янская роли могут
очень быстро меняться, и эти перемены следует четко отслеживать во избежание
хаоса и деградации любой ситуации или процесса, а особенно такого тонкого, как
обучение.
Гуру объяснял своим ученикам, что все в мире есть Нараяна. Ученики внимали.
Внезапно они увидели бешеного слона, быстро приближавшегося к ним. Все отбежали
в сторону, лишь один из учеников остался на его пути.
- Отойди! - крикнул ему гуру.
- Зачем, если я - Нараяна и слон - тоже Нараяна? - возразил ученик.
Слон был уже совсем близко. Гуру подбежал к ученику и сильно его толкнул, так
что тот отлетел в сторону и, ударившись о землю, на время потерял сознание.
Слон промчался мимо.
Придя в сознание, ученик, обращаясь к учителю, с упреком сказал:
- Зачем ты оттолкнул меня? Ведь я есть Нараяна и слон - тоже Нараяна.
- Но почему ты не послушался Нараяны в лице своего учителя? - ответил ему гуру.
Итак, следующий момент, характеризующий взаимодействие духа и материи, это
согласование плана и намерений духа с возможностями и ожиданиями материи. Это
согласование выражается в двух основных аспектах: согласовании эволюционных
уровней и существенных для взаимодействия модальностей, в которых в данном
случае проявляются дух и материя. Подробное описание эволюционных уровней автор
откладывает до третьей части этой книги; описанию различных психологических
модальностей было посвящено Вступление, и читатель с пользой для себя может
перечитать его снова, рассматривая изложение с иньско-янских позиций и
обнаруживая неполноту авторских рассмотрений. Например, модальности вины и
обиды носят отчетливо иньский характер, так же, как и модальность желания.
Янский вариант желания это намерение (или, как говорят, воля, например, в
выражении “воля к жизни”).
Как же выглядит янский вариант модальности вины? Это очевидно, модальность
обвинения, то есть наложения вины на партнера. (В разговорной речи иногда можно
услышать глагол “виноватить”, например: “Ты меня не виновать, виноватая я уже
десять лет хожу!”) При этом спектр субмодальностей обвинения частично повторяет
спектр субмодальностей вины (см. Вступление), но во многом от него и отличается.
Обвинение бывает:
- локальным (частным, каузальным)
- глобальным (буддхиальным)
- всеобъемлющим (атманическим)
- прямым (отчетливым)
- косвенным (подразумевающимся)
- серьезным
- умеренным
- слабым
- предполагающим внутреннюю реакцию партнера (раскаяние, мучения совести)
- предполагающим внешнюю реакцию партнера (сожаление, самооправдания,
компенсация и т.п.)
- не предполагающим никакой определенной реакции
- предполагающим реакцию в будущем (ближайшем, отдаленном)
- предполагающим немедленную реакцию
- грубым
- острым
- резким
- мягким
- вялым
- неожиданным
- привычным
- ...
Янский вариант модальности обиды это, очевидно, “обижание”. Обижать партнера
можно по-разному:
- прямо
- косвенно
- грубо
- вежливо
|
|