|
невнимательному (хотя, возможно, весьма содержательному) собеседнику того
обстоятельства, что ваш иньский потенциал (воспринимающее внимание) исчерпан.
Можно отвернуть от него свое ухо, отодвинуть голову назад и пристально на него
взглянуть, наклонив лицо вниз, то есть бросить взгляд исподлобья - в некоторых
случаях этого будет совершенно достаточно: партнер внезапно остановится,
переменит свое положение в пространстве и спросит: “Вы с чем-то не согласны?”
Если же партнер не заметил вашего телесного маневра, вы можете начать крутить
головой из стороны в сторону, беспокойно вертеться на диване, ходить по комнате
и, тихо извинившись, выйти в туалет. Если он всего этого на заметит, это значит,
что вы своим иньским вниманием ввели его в гипнотический транс, вывести из
которого можно лишь ведром холодной воды, внезапно вылитой собеседнику на
голову.
Итак, проработка иньского архетипа в беседе это выработка умений внимательно
слушать, ассимилировать (усваивать) полученную энергию и информацию и тактично
останавливать собеседника, когда это необходимо. Проработка янского архетипа
это, с одной стороны, выработка умения говорить ясно, выразительно и внятно для
собеседника (в частности, используя понятные ему слова и апеллируя к знакомым
ему архетипам), а с другой - способность где-то на границе сознания отслеживать
поведение партнера и характер его внимания, замечая, во всяком случае, когда
оно исчерпывается и партнер перестает вас воспринимать. В этот момент, не
дожидаясь, когда он вас перебьет (это может случиться гораздо позже или вовсе
не произойти - например, он может тихонько уснуть или иным образом уйти в себя
под ваше выступление), вы должны, так сказать, наступить на горло своему
янскому состоянию и сменить его на иньское, отдав инициативу партнеру. Например,
вы можете внезапно остановиться и сделать длинную паузу, вопросительно глядя
на него - скорее всего, это произведет на собеседника хорошее впечатление,
демонстрируя ваше внимание к его личности, а не только к предмету обсуждения.
Попрактиковавшись некоторое время, вы обнаружите, что в разговорах с вами люди
перестали вас перебивать - у них просто-напросто не возникает такой
необходимости.
Другой тонкий момент, сопровождающий смену модальностей, это паузы. Люди
подсознательно обращают на них большое внимание, хотя в письменной речи они, за
редкими случаями авторских ремарок в текстах пьес, не обозначаются. Вообще
резкая смена модальностей (а перемена инь и ян является очень резкой)
обязательно требует паузы, то есть некоторого (иногда довольно большого)
промежутка времени, когда человек обрывает свою связь с одним архетипом, а
затем устанавливает ее с другим. Типичный вариант - время, проходящее между
вопросом и ответом на него.
- Иван Пафнутьевич, вы идете гулять?
- М-м-м... пока не знаю... пожалуй, да.
Здесь пауза в ответе значительна, но в принципе необязательна: в другом случае
ответ может прозвучать почти мгновенно:
- Нет, ни за что, - и быть вполне комплементарным, если ситуация
рассматривается собеседниками как не слишком ответственная.
Совершенно иначе выглядит, например, ситуация консультирования по сложным
психологическим или жизненным вопросам. Задавая психотерапевту (гадалке,
колдунье) вопрос: “Так что же мне делать с моими проблемами?” - клиент отнюдь
не ждет мгновенного ответа. Здесь пауза, выдержанная консультантом, означает
очень многое. Сначала он (находясь в иньской модальности) собирает воедино всю
полученную от клиента информацию и посылает ее в подсознание (отправляет
гадательному каналу), а затем ждет определенное время, пока подсознание (канал)
не перейдет в янский режим передачи информации и лишь после этого консультант
начинает говорить: “А забудь ты, красавчик, про свою зазнобу, змея она
подколодная, а приведет тебя, яхонтовый, дорога дальняя да в казенный дом...”
Если же ваш собеседник на ваши серьезные вопросы отвечает сразу, без паузы, то
вам (подсознательно) очевидно, что у него не работает иньский канал восприятия
лично вас и персонально вашей реальности, и он смотрит на вас как на крохотную
фигурку в громадном темном зрительном зале, где он, освещенный прожекторами,
стоит перед микрофоном и в чисто янском режиме вещает что-то столь же банальное,
сколь общезначимое.
* * *
Распространенное заблуждение, касающееся женского начала, заключается в
восприятии его как пассивного, то есть ареактивного. В действительности же
материя всегда реагирует на воздействие духа, иногда даже очень бурно, - но она
ждет этого воздействия, так сказать, терпеливо дожидается, не предпринимая
никаких действий первой. Для того, чтобы лучше понять тонкости взаимодействия
янского и иньского начал, полезно избрать модельный пример; с точки зрения
автора, им может служить процесс обучения, где в янской роли выступает учитель
как активное начало, несущее знания и навыки, а в иньской роли находится ученик
как объект воздействия учителя, ассимилирующий (усваивающий) передаваемые ему
энергию и информацию. Какие на этом примере видны характерные особенности
взаимодействия ян и инь?
Прежде всего, это четкое распределение ролей. Учитель говорит, ученик слушает и
запоминает, старается понять и приспособить новую информацию к уже имеющейся у
него картине мира, а в случае необходимости корректирует и видоизменяет
последнюю. Иногда роли на короткое время меняются: ученик выступает в янской
роли, задавая вопрос, а учитель - в иньской, внимательно его выслушивая;
читатель, конечно, помнит, что ян содержит в себе намек на инь, и наоборот.
Дух не просто воздействует на материю, он воплощается в ней. Применительно к
процессу обучения это означает, что учитель не просто транслирует ученикам ту
|
|