|
мешающая. Артисты говорят, что первый номер в представлении обычно идет “на
съедение”, то есть не производит впечатления почти независимо от его качества.
Почему так происходит? Дело, видимо, в том, что первоначально энергия внимания
публики достаточно хаотична и груба, так что не соответствует энергетике
показываемого номера. В течение первых минут представления энергия, идущая со
сцены, входит в зрительные ряды и настраивает зрителей нужным образом (в том
числе сонастраивает их друг с другом), и следующие номера идут значительно
легче. Разумеется, хорошие рекламные плакаты, адекватные декорации и умелый
ведущий (конферансье) могут взять удар на себя и заранее настроить внимание
публики должным образом. Опытный лектор, меняя тему, заранее дает слушателям
сигнал перестроить свое внимание (часто незаметно для них самих); для этого
есть особые приемы, известные лишь посвященным.
Специфически янское понятие это ответственность. Я отвечаю за ситуацию, если я
могу должным образом управлять ею и обещаю держать ее в определенных границах
или привести к определенному состоянию; если же непостижимым образом она
все-таки выйдет из-под контроля, то я гарантирую ту или иную компенсацию, и,
главное, устойчивость своей янской позиции, то есть необращение ее в иньскую.
Последнее весьма типично для безответственного человека: сначала он заваривает
кашу, обещая (из янской позиции), что непременно и обязательно присмотрит за ее
приготовлением. Однако чуть позже, когда она основательно пригорела и начинает
нехорошо дымиться, источая удушливый запах гари, он внезапно переходит в
иньское состояние, беспомощно разводит руками и с расстроенным лицом
произносит: “Надо же, никогда бы не подумал, что она так легко пригорает...
Даже и не знаю, что теперь делать дальше”, - и с мольбой и надеждой смотрит на
окружающих. (При покровительстве Шакти этот взгляд может произвести известно
впечатление, так что окружающие совершенно забудут, как начинается сюжет; это
ли не гипноз, господа?)
* * *
Иньские и янские состояния (модальности) естественно чередуются, причем люди
обычно достаточно ярко демонстрируют эти переходы, как вербально (словесно),
так и невербально, то есть жестами и мимикой.
Рассмотрим, например, диалог; здесь роли распределены очевидным образом:
воздействующая, янская роль отдана партнеру, который говорит, а воспринимающая,
иньская - тому, кто слушает. Правила хорошего тона запрещают перебивать
говорящего, ибо это означает употребление некомплементарной (противоречащей)
модальности: ян партнера предполагает ваш инь, и если вы тоже включаете ян
(начинаете активно спрашивать или возражать), отключая свой инь
(сосредоточенное на партнере внимание), то автоматически и довольно грубо
разрушаете сложившуюся структуру ситуации. По идее партнер должен выговориться,
то есть в какой-то момент исчерпать свой ян и сменить его на инь, что выразится
вербально, например, в фразе: “И что вы скажете по этому поводу?” - и следующей
за ней паузе - тем более длинной, чем серьезней намерение вашего партнера
подключиться к иньскому архетипу и узнать ваше мнение. Если же после короткой
паузы, которой вы не успели воспользоваться, он продолжит свои речи: “А я вам
скажу более того: ...” - то это означает, что его настройка на янский архетип
оказалась сильнее, чем он сам предполагал и имел в виду.
Обычное невербальное поведение в диалоге таково. При сильном янском включении
человек говорит, прямо глядя на собеседника, отводя голову назад и чуть
наклонив лицо вниз. Наоборот, сильное включение инь при настройке на речь
собеседника нередко сопровождается выведением головы вперед, легким поднятием
лица вверх и поворотом его в сторону (так что взгляд направлен не на говорящего
собеседника, а несколько вбок, но периодически к нему на короткое время
возвращается). Когда ян исчерпывается, говоривший отводит глаза от партнера,
выводит голову вперед и слегка поворачивает ее вбок, как бы подставляя
собеседнику свое ухо и держит паузу; если она затягивается, то говоривший либо
снова берет на себя янскую роль, либо поворачивает голову прямо на молчащего
партнера и смотрит на него пристально-выжидающе, так что молчать далее
последнему становится уже весьма неудобно - и чем больше он выслушал от
партнера и чем дольше молчание, тем ему неудобнее.
Искусство общения в очень большой степени определяется умением человека
отслеживать включение иньского и янского архетипов у себя и у партнера и вести
себя комплементарно; или, если это кажется совершенно необходимым, включать в
свое поведение некомплементарные элементы, но делать это не грубо, а тонко.
Чувствуя, например, что партнера в янской роли заносит и он увлекся, давно
исчерпав лимиты вашего внимания и здравого смысла, вы можете, конечно, включить
свой ян посильнее и, оборвав собеседника на середине фразы, заявить: “Но на
самом деле все это совсем не так”, - употребив убийственную объективную
модальность, подразумевающую, что за вами стоит истина в последней инстанции,
коллективное знание всего человечества и мудрость Мирового Разума. Менее
жесткой является реплика: “Но я смотрю на эту ситуацию совсем иначе”, - здесь
употреблена субъективная модальность, которая гораздо мягче, ибо подразумевает
возможность перемены точки зрения и потенциальную возможность ошибки, в отличие
от объективной модальности, которая по своему смыслу не может меняться или
содержать возможность ошибки или коррекции. Следующая по мягкости интервенция в
янский поток партнера это фраза иньской модальности: “А мне ситуация видится
иначе”, - здесь вы, некомплементарно выступая в янской роли (перебивая
собеседника), в то же время косвенно извиняетесь за свое неуместное вторжение,
употребляя пассивный залог, то есть как бы давая понять партнеру, что
чувствуете вашу иньскую (по ситуации) роль и далеко из нее не выходите. Еще
более мягкое сопротивление янскому потоку - невербальная демонстрация
|
|