|
адресу всякого, кто попытается к ней приблизиться. Если попытаться выразить
этот призыв-предупреждение в словах, то он мог бы прозвучать так: “Мне очень
плохо, и я глубоко страдаю... но тому, кто попытается мне помочь, будет еще
хуже, ибо я его заранее ненавижу и презираю!” - и это совсем не пустая угроза!
Читателю понятно, что помочь кому-либо с подобной установкой трудно, и, как
правило, на зов откликается янский архетип тоже варварского уровня - хотя это и
не обязательно.
Среднее, или любительское проявление иньского архетипа заключается в таком
состоянии материи, когда она уже не катастрофит откровенно, но вместо того
достаточно отчетливо формирует свои потребности, подготавливая почву для семян,
которые сможет реально прорастить и тем решить свои насущные проблемы. В
отличие от реакции антагонистического отторжения, характерной для варварского
проявления инь, любительский уровень отличается определенной осмысленной
избирательностью по отношению к духу и в целом, так сказать, положительным
отношением к его воздействию, хотя последнее происходит не всегда достаточно
осторожно и порой имеет неприятные побочные последствия. Тем не менее, основной
результат (символически говоря, появление мужчины в доме) материю вполне
устраивает, выводя ее на качественно новый уровень и решая основные заявленные
проблемы.
Для среднего уровня проявления инь характерно вполне определенное состояние
материи: она уже не хочет продолжать свое прежнее бытие, но не находится в
критическом состоянии, то есть на границе распада; ее проблемы и неприятности
четко локализованы и обозначены, и в целом понятно, какое именно воздействие
требуется, чтобы эти проблемы решить, и большую часть работы материя способна
при этом взять на себя, но без определенного внешнего толчка ей все же не
обойтись. Она не сможет точно сказать, какие именно перемены произойдут с ней в
результате необходимого воздействия, но при этом достаточно ясно представляет
себе общее направление своего развития. Примерно такой образ создает
предприниматель, приходя к банкиру с целью получить кредит под определенную
программу и предъявляя ему свой бизнес-план ее реализации. Несколько по-другому
можно сказать, что здесь материя как бы предлагает духу контракт на
приблизительных, но оговоренных по основным пунктам условиях.
Уровень проявления иньского архетипа тесно связан с особенностями аромата,
который излучает материя с целью привлечь к себе дух; духом этот аромат материи
воспринимается как своего рода зов, привлекающий его внимание. Запах материи в
варварском инь-состоянии густ и тяжел; соответствующий зов воспринимается духом
как низкий, властный, неразборчивый и угрожающий (и блажен читатель, который,
прочитав последние четыре эпитета, пожмет плечами и возразит: “Но ведь такого
не бывает!”). Запах материи в любительском инь-состоянии уже не так густ, он
легче, специфичнее и дружелюбнее; его притягательность для духа избирательна и
таит в себе наслаждения воплощения особого рода, отличающиеся от воплощений в
другие виды материи, в иное время и в иных условиях.
Высокий, профессиональный уровень проявления иньского архетипа свойственен
материи, прошедшей достаточно длинный эволюционный путь. Теперь ее проблемы и
потребности неочевидны постороннему наблюдателю, они подчеркнуто уникальны, и
таковы же методы воздействия духа, которые здесь требуются. Яркий пример -
необходимость огранить большой алмаз и сделать из него ювелирное изделие,
наиболее подходящее заказчику - конкретному влиятельному синьору, маркизу или
даже герцогу. С точки зрения продажной цены, разница между неограненным алмазом
и готовым перстнем может быть не так велика, но для ювелира это два качественно
разных объекта, расстояние между которыми меряется десятилетиями его
профессионального обучения.
Материя высокого инь-уровня не только нуждается в совершенно точно определенном
воздействии духа - она может довольно точно предсказать, каковы будут
последствия этого воздействия. Как правило, она долго готовит себя к этим
воздействиям, в частности, создает духу чрезвычайно точно выверенную площадку
для, так сказать, приземления и обеспечивает (уже самостоятельно) тщательную
заботу о посеянных им семенах. Так женское лоно ждет мужского семени и,
дождавшись, девять месяцев растит и охраняет драгоценный плод.
На этом уровне для материи совсем не так остро стоит проблема времени. Когда
она совершенно готова к необходимому воздействию духа, это воздействие приходит,
а пока не пришло - значит, можно спокойно жить своими ресурсами, продолжая
внутреннюю эволюцию, модифицируя и уточняя свои духовные потребности и
подготавливая почву для грядущего пришествия духа.
Таково положение любого учителя высокого уровня, истинного мастера, обучение у
которого требует гораздо больше янского начала у учеников, и соответственно
иньского у самого учителя. Он долго готовит себя к встрече с учениками, и
обучение есть в основном его реакция на их запросы - но, разумеется, не всякие,
а точно соответствующие его внутренним возможностям и желаниям. Другими словами,
ученик должен точно угадать, чему его хочет учить мастер, и выразить свой
запрос во вполне определенной форме - лишь тогда передача знания станет
возможной. Однако это - большая редкость, и само появление такого ученика есть
манифестация духа, которую мастер отчетливо ощущает. Перефразируя известное
евангельское изречение, он может сказать: “Когда мои ученики приходят ко мне, я
узнаю их”.
Аромат, излучаемый в пространство материей высокого иньского уровня, тонок и
очень специфичен. Для большинства потенциалов духа он еле уловим или вовсе
незаметен; однако носителем желанных воздействий он воспринимается как райское
благоухание, зовущее его тонко и строго, и заранее настраивающее на совершенно
точно определенный тон. Так чувствует себя странствующих монах, подходящий к
|
|