|
на последнем отрезке пути к просветлению.
С другой стороны, в жизни есть масса проблем, требующих для своего решения
энергии совершенно других архетипов, или той же двойки, но более высокой октавы,
и человек это в принципе понимает: иногда надо не разделять, а складывать, не
соперничать, а мириться, не ломать, а строить - но все-таки, чтобы включиться
всерьез, лучше всего обнаружить прямого врага, и поймать его на месте
преступления, и отрезать ему хвост по самые уши! А если врага не обнаруживается,
нужно очень долго учиться воспринимать и осваивать энергии, отличные от
антагонизма, не сводя их к нему ни сознательно, ни подсознательно, ни
бессознательно.
* * *
Связываясь с человеком, архетип не только активизирует определенную модальность
- он выключает все альтернативные ей; субъективно это выражается в том, что
человеку начинает (на поверхностный взгляд совершенно иррационально и
нелогично) казаться, что другие возможные в подобных ситуациях варианты этой
модальности в данном конкретном случае не подходят, или он не сумеет ими
воспользоваться, или, что бывает чаще всего, они просто выпадают из его
сознания.
Представим себе ребенка, мирно играющего на детской площадке, строя
замысловатое сооружение из песочных куличей. И вдруг неизвестно откуда
появляется огнедышащий Змей-горыныч в виде агрессора, который топчет любовно
выстроенный замок и норовит отобрать ведерко для песка. Выбор у ребенка в
данном случае невелик, и обычно реализуется один из двух вариантов. Первый из
них заключается в том, что ребенок идентифицируется с Иваном-царевичем, хватает
лопатку и бьет ею как добрым мечом агрессора по голове, после чего тот обычно
удирает или, во всяком случае, сильно сдает позиции. Во втором варианте ребенок
идентифицируется с прекрасной, но беспомощной принцессой, отдаваемой Змею на
съедение, и пускается в слезы и звонкий рев, призывая на помощь свою маму и
передавая ей полномочия доблестного Рыцаря-спасителя.
Повторяясь многократно, подобные ситуации выстраивают в подсознании человека
устойчивые связи с архетипом (своего рода условные рефлексы по Ивану Павлову),
разрушить или преодолеть которые чрезвычайно трудно, ибо они поддерживаются на
всех уровнях бытия человека, в том числе на идейном и мистическом. В
рассматриваемом примере ребенок, привыкающий успешно реагировать по первому
типу, вырастает независимым, инициативным, самостоятельным и убежденным в том,
что на агрессию нужно отвечать агрессией, а на грубость - еще большей грубостью.
Во взрослом возрасте он дойдет до преступления, если не научится в критических
для себя ситуациях вести “двойную игру”, агрессируя по форме (чего императивно
требует от него архетип), но подчиняясь по существу. Так большая и злобная
собака, яростно облаивающая вошедшего гостя, неохотно подчиняется уговорам
хозяев: “Это свой, Вулкан, это свой”, - и, грозно рыча, медленно отходит в
сторону и ложится на пол, продолжая смотреть на незнакомца недобрым взглядом и
напрягаясь всем телом при каждом его движении.
Наоборот, ребенок, реагирующий преимущественно по второму типу, вырастает в
убеждении, что если тебе плохо и ты беспомощен, то защита и поддержка
обязательно появятся, если хорошенько их позвать и иметь терпение дождаться, а
вот прямо противостоять агрессии на личных ресурсах - дело заведомо проигранное,
глупое и опасное. Что же, и с такой жизненной позицией можно прожить жизнь,
рискуя, правда, оказаться в тотальном рабстве у людей и обстоятельств.
Плоско-рациональный взгляд подсказывает: зачем же ограничивать себя одной из
двух модальностей? Нужно использовать, в зависимости от обстоятельств, и ту, и
другую, и тогда оба архетипа будут у человека в услужении. Проблема, однако,
заключается в том, что, как правило, человек больше находится в подчинении
архетипу, чем наоборот, и для того, чтобы научиться свободно менять модальности,
нужно провести большую работу со своим подсознанием (и сознанием). А до тех
пор, пока человек не осознал власти соответствующего данной модальности
архетипа и пользуется его энергией бессознательно, эта модальность будет
включаться у него неконтролируемым образом, как бы под давлением внешней (и
внутренней) ситуации.
Обращаясь к рассматриваемому примеру, можно сказать, что есть люди,
преимущественно апеллирующие к низшей октаве янского архетипа (агрессия, низшая
воля), и есть люди, связанные преимущественно с низко-иньским началом
(тотальное подчинение, постоянные просьбы о помощи, взывание к жалости и т.п.),
и поменять один архетип на другой совсем не просто. Жизнь человека первого типа
действительно складывается так, что он может рассчитывать только на себя,
особенно в ответственных ситуациях, и если он формально последует этике второго
типа, например, не станет отвечать на агрессию, а подчинится, а когда ему
станет плохо, попросит о помощи, то он этой помощи не получит и будет раздавлен
- по той простой причине, что иньский архетип его не услышал и потому не помог;
а не услышал потому, что хороший канал связи с архетипом нужно строить
достаточно долго и вложить в него немало душевных сил, а до того его помощь
будет в лучшем случае слабой и эпизодической.
Однажды жена бога Кришны, прекрасная Радха, приготовила ему парадный обед.
Голодный Кришна сел за стол, посмотрел на чудесно выглядевшие и обольстительно
пахнувшие кушанья, потом вдруг о чем-то задумался, медленно поднялся и пошел к
двери. Открыв ее, он уже почти вышел, но внезапно остановился. Лицо его
прояснилось, он вернулся к столу и приступил к трапезе. Изумленная богиня
спросила его: “О возлюбленный Кришна, что все это означает?” “О несравненная! -
объяснил ей Кришна. - Уже вознамерившись вкусить восхитительные приготовленные
тобою яства, я внезапно услыхал, как меня зовет один из моих почитателей, и
|
|